В 70-80 годы прошлого века горбатый «Запорожец» можно было встретить на каждом перекрестке. В начале 90-х, к нему стали относиться как к настырной «букашке», которая путается под ногами. А потом родственнику продал. Но прошли годы, и сегодня солидная иномарка почтено пропускает «ЗАЗ-965» вперед, отдавая дань прошлому и в знак уважения к «ветерану дорог». Правда есть люди, для которых «ЗАЗ» не только символ ностальгии и средство передвижения, а раритет, которым можно гордиться. Мало их осталось в Череповце, к тому же способных самостоятельно передвигаться – так что если ты едешь на ЗАЗе – готовься к заинтересованным взглядам и повышенному вниманию. Я не отличаюсь от тех, кто сворачивает шеи при виде старинного (не побоюсь этого слова) автомобиля, поэтому, когда на череповецком ипподроме в момент проведения трековых гонок в поле моего зрения попал ярко-синий ЗАЗ-625, мимо пройти я не смогла. «Чей это?» – спросила я заядлого любителя автогонок Владимира Симанова. - Был когда-то мой, - с некоторой гордостью ответил Владимир,- я помню, его в порядок приводил, когда еще дочка не родилась, сколько лет прошло. Труда не составило найти и нынешнего хозяина «Запорожца», который, как оказалось, в годы реформ купил автомобиль аж за миллион рублей для свекра за город. Правда, тот не оправдал возложенного на него доверия – с «горбатым» обращался плохо, однажды даже влетел на нем в забор. Долгое время машина стояла на улице, а потом была зятем у свекра изъята (за недостойное поведение) и после небольшого косметического ремонта передана во владения сына. Наследник по имени Михаил, увы, не помнит тех лет, когда «Зазы» рассекали по улицам Череповца, но это в никоей мере не умаляет его гордости за владение этим раритетом. А оснований для гордости вполне достаточно. Удивительно, хотя бы то, что у «ветерана» внутри все свое родное – а он активен и полон сил. Например, его мощная печка, занимающая чуть ли не половину подкапотного пространства, съедает она горючего немереное количество, но уж как она греет – ни в сказке сказать, ни пером описать. На зимних трековых гонках в морозный денек я ужасно замерзла, проведя полдня на улице, а когда меня пригласили погреться в «горбатый», вот тут, то я и оценила достоинство этого мамонта отечественного автопрома - нагревается печка мгновенно и греет, ух, как жарко! «Горбатого» уже ничто не исправит. Хотя автомобили марки ЗАЗ никогда не были предметом роскоши, история «Запорожца» интересна. Началась она в 1957-м в год запуска первого искусственного спутника Земли и освоения целины. Конструкторы не стали изобретать велосипед, и когда СОВМИН принял решение о выпуске микролитражного автомобиля, в основу ЗАЗ-625 взяли маленький, но симпатичный ФИАТ-600. Единственное, что они не смогли скопировать у итальянцев - качественный движок. Поэтому в качестве двигателя утвердили разработку военных институтов для маленькой десантируемой амфибии. Правда, уровень шума мотора превышал все мыслимые пределы, да и расход топлива тоже никого из разработчиков не интересовал, зато движок выжимал аж 30 лошадиных сил. Его оснастили глушителем и поместили в моторный отсек «Запорожца» - места не хватало и задний капот пришлось сделать выпуклым, изменились задние крылья – так этот автомобиль стал «горбатым». Презентация машины прошла в Кремле, и водитель-испытатель катал на ней самого Никиту Хрущева, который от ЗАЗ-965 был в восторге. Единственное, что не устраивало генсека – это цена, ее по его команде снизили до 18 тысяч дореформенных рублей. Сменившему Хрущева Брежневу наоборот «горбатый» не угодил. При поездке на нем он стукнулся головой о дверцу и этот автомобиль возненавидел. Поэтому выпускали ЗАЗ-965 до 1967 года. Всего за историю производства этой модели было выпущено около 32 тысяч автомобилей. В последнее время автомобилей этой модели остается все меньше и меньше – в Череповце их можно пересчитать на пальцах одной руки, наверное поэтому и спрос на такие ЗАЗы растет с каждым днем. В столице за «горбатого» ценители раритетов готовы заплатить немалые деньги. Согревшись в ярко-синем «Запорожце» я спросила у Михаила, не собирается ли он расстаться со своим «бегемотиком», за него сейчас могут предложить неплохую сумму. На что молодой хозяин старого автомобиля твердо сказал – нет! |