На рис. 1 показано расположение органов управления автомобиля ЗАЗ-965А.
Рулевое колесо 1 находится с левой стороны. На ступице рулевого колеса установлена кнопка звукового сигнала 21. Для поворота колес автомобиля из одного крайнего положения в другое необходимо повернуть рулевое колесо на 2 — 3 полных оборота.
Рычаг переключения передач 17 расположен с правой стороны сидения водителя, на туннели кузова. В зависимости от того, какая включена передача, рычаг может занимать пять положений, соответствующих 1-й, 2-й, 3-й, 4-й передачам и заднему ходу (рис. 2). В нейтральном положении рычаг устанавливается вертикально” и пружиной постоянно прижимается к упору. Для включения 1-й передачи необходимо рычаг переместить из нейтрального положения влево и вперед, 2-й передачи — влево и назад, 3-й передачи — рычаг переместить из нейтрального положения вперед, 4-й передачи — рычаг переместить из нейтрального положения назад. Для включения заднего хода необходимо рычаг, находящийся в нейтральном положении (Н), нажать вниз, после чего — переместить вправо и назад.
Рукоятка 13 управления воздушной заслонкой карбюратора расположена на туннеле. Для частичного или полного прикрытия воздушной заслонки рукоятку следует потянуть вверх. Нижнее положение рукоятки до упора соответствует полностью открытой воздушной заслонке.
Рычаг ручного привода тормоза 14 расположен на туннеле.Для затормаживания автомобиля рычаг необходимо переместить вверх. Тормоза опускаются при перемещении рычага вниз с одновременным нажатием на его кнопку.
Рукоятки заслонок отопления кузова 12 расположены в передней части боковых стенок туннеля. При повороте рукояток заслонки открывают доступ теплому воздуху в пассажирское помещение (при работающем отопителе).
Педаль привода дроссельной заслонки 15, педаль тормоза 18 и педаль сцепления 19 находятся в соответствии с общепринятыми нормами.
Ножной переключатель света 16 расположен с левой стороны,
Рис. 1. Органы управления:
1— рулевое колесо; 2— противосолнечный щиток; 3— зеркало заднего вида; 4 —
фонарь аварийного давления масла; 5 — рукоятка включения стеклоочистителя; 6 —
кнопка центрального переключателя света; 7 — включатель зажигания и стартера;
8 — рукоятка включения указателей поворотов; 9 — фонарь контрольной лампы рабо-
ты генератора; 10 — кнопка включателя отопителя; 11 — фонарь контрольной лампы
нормальной работы отопителя; 12 — рукоятка заслонок отопителя кузова; 13— кнопка
управления воздушной заслонкой карбюратора; 14 — рычаг ручного привода тормоза;
15 — педаль управления дроссельной заслонкой; 16 — кнопка ножного переключателя
света; 17 —рычаг переключения передач; 18 — педаль тормоза; 19 — педаль сцепления:
20 — рукоятка открытия замка капота багажника; 21 — кнопка звукового сигнала;
22 — кнопка насоса стеклоомывателя; 23 — щиток приборов (см. рис. 3).
в передней части пола. Нажатием на кнопку, в зависимости от положения рукоятки центрального переключателя света, осуществляется переход с ближнего света на подфарники или с дальнего света на ближний свет и обратно.
На панели приборов расположены:
Щиток приборов (рис. 3), на котором смонтированы:а) указатель уровня бензина; при установке стрелки указателя на “О” в баке имеется еще 7—8 л бензина;б) спидометр с суммарным счетчиком пройденного пути; на шкале спидометра красными римскими цифрами обозначены передачи; совпадение стрелки спидометра с цифрой передачи при разгоне автомобиля указывает на предельные (минимальные и максимальные) скорости движения на данной передаче и необходимость перехода на следующую передачу;в) указатель температуры масла; при прогреве двигателя до трогания температура масла должна быть не ниже 40°С; нормальная температура масла на работающем двигателе 80—100°С; до пускается недлительная езда при температуре масла до 110°С;г) лампочка указателя поворотов (контрольная);д) указатель включения дальнего света фар.
Рис. 3. Щиток приборов.
Фонарь аварийного давления масла 4 загорается при включении зажигания.После пуска двигателя лампочка гаснет. Слабое горение или мерцание лампочки на малых оборотах холостого хода указывает на понижение давления масла в системе ниже 0, 4—0, 7 кг/см2, что не является опасным, если при повышении оборотов лампочка гаснет.Рукоятка включения указателя поворотов имеет три положения; поворот влево (при этом загорается мигающий свет в подфарнике и заднем фонаре с левой стороны автомобиля), поворотвправо (загорается мигающий свет в подфарнике и заднем фонаре с правой стороны автомобиля), среднее положение — выключено. Указатель поворотов работает только при включенном зажигании.Рукоятка включения стеклоочистителя 5 имеет три положения: среднее — выключено и два крайних — включено.Включатель 7 зажигания и стартера имеет четыре положенияключа (рис. 4):среднее положение —выключено,первое правое положение —зажигание включено,второе правое положение —включены зажигание и стартер,крайнее левое положение —свободное (может быть использовано при установке радиоприемника).Второе правое положение ключа не фиксирующееся; при пуске двигателя ключ нужно удерживать рукой требуемое время до запуска (не более 10 сек), прикладывая усилие в направлении часовой стрелки. При ослаблении нажима пальцев руки на ключ цилиндр замка возвращается в первое правое положение под действием усилия пружины, заключенной внутри механизма замка.При включении зажигания включаются контрольно-измерительные приборы, загораются лампочка аварийного давления масла и контрольная лампа заряда (после пуска двигателя обе лампы гаснут) и подается напряжение в цепи указателей поворотов и электродвигателя стеклоочистителя. Кнопку 6 центрального переключателя света можно установить в одно из следующих фиксируемых положений; первое — кнопка утоплена до упора в гайку крепления переключателя — приборы освещения выключены; второе — кнопка вытянута до половины — включены свет стоянки (габаритный свет) в подфарниках и в задних фонарях и освещение номерного знака; при этом, в зависимости от положения ножного переключателя света, включены подфарники или ближний свет фар;третье — кнопка полностью вытянута (до упора)—включены главный свет фар (дальний или ближний в зависимости от положения ножного переключателя света), свет стоянки в задних сигнальных фонарях и освещение номерного знака.
Рис. 4. Положения включателя зажигания и стартера.
При втором и третьем положениях кнопки переключателя 6 поворотом ее по часовой стрелке включается и плавно регулируется освещение щитка приборов. На кронштейне над валом руля под панелью приборов установлен кнопочный тепловой предохранитель освещения (см. раздел “Предохранители”).Контрольная лампочка работы генератора загорается в момент включения зажигания. После пуска двигателя гаснет. На малых оборотах двигателя контрольная лампочка не горит. Она контролирует лишь работу генератора и показателем зарядки
аккумуляторной батареи не является. Степень зарядки батареи контролируется по ее состоянию (пуск стартером, свет фар и т. д. ). Если при работе двигателя контрольная лампа горит, это свидетельствует о неисправности генератора или реле блокировки. Кнопка включателя отопителя 10 и контрольная лампочка 11 работы отопителя. Перед включением кнопки 10 необходимо внимательно ознакомиться с правилами пользования отопительной установкой, изложенными в разделе “Отопление”. Кнопка насоса стеклоомывателя 22 в нерабочем положении полностью вдвинута. При пользовании стеклоомывателем кнопку следует выдвинуть до отказа и отпустить, после чего она под давлением пружины возвратится в исходное положение. При этом на ветровое стекло будет подана струя воды. Бачок стеклоомывателя расположен в багажнике и наполняется водой через пробку. После заливки воды пробку необходимо плотно завернуть.