Ступица переднего колеса отлита из ковкого чугуна совместно с тормозным барабаном и установлена на двух радиально-упорных роликовых подшипниках. Затяжка подшипников производится корончатой гайкой, стопорящейся упорной шайбой с усом и шплинтом.
Регулировка подшипников ступиц передних колес
Прежде чем приступить к регулировке подшипников передних колес убедитесь, что она необходима. При нормальной регулировке должен быть незначительный люфт. Он проверяется покачиванием колеса в вертикальной плоскости (в поднятом положении). Если при затяжке гайки на одну прорезь люфт исчезает, то регулировать подшипники колес не требуется.
Убедитесь в наличии излишнего люфта в подшипниках и только после этого приступайте к регулировке.
Регулировку подшипников выполняйте в следующем порядке
1. Поднимите передок автомобиля, снимите колпак колеса и колпак ступицы.
2. Проверьте свободно ли проворачивается ступица колеса. Если она вращается несвободно (задевает за тормозные колодки), то необходимо устранить причину торможения.
3. Затяните гайку ключом, имеющим длину плеча 100 мм так, чтобы ступица вращалась туго от руки. При затягивании гайки следует нажимать на ключ плавно, без рывков. Одновременно с затяжкой гайки нужно поворачивать колесо, чтобы ролики заняли правильное положение в подшипниках.
4. Отпустите гайку. Отпускать следует до тех пор, пока в подшипниках не появится осевой люфт.
Рис 64 Регулировка подшипников ступиц передних колес
Наличие люфта легко определяется большим пальцем, приложенным одновременно к гайке и краю отверстия ступицы при покачивании колеса в плоскости, перпендикулярной его вращению (см. рис. 64).
5. После этого гайку подтяните, одновременно вращая колесо, до момента исчезновения осевого люфта. Как только люфт исчезнет— подтягивание прекратите. Затем необходимо гайку отпустить до появления незначительного люфта лишь настолько, чтобы совпали ближайшие прорези в гайке с отверстием в цапфе. Нужно иметь в виду, что в цапфе предусмотрены два взаимно перпендикулярных сверления для прохода шплинта (Гайку следует отпускать не более чем на 1/2 грани). Зашплинтуйте гайку. Заложите смазку в колпак и установите его в ступицу. Неправильно выполненная регулировка приводит либо к перетяжке, либо к повышенному зазору в подшипнике, что резко сокращает срок его службы (особенно опасна перетяжка).
Правильность регулировки подшипников окончательно проверяйте в пути по нагреву ступиц колес. Наличие ощутимого нагрева после пробега 8—10 км указывает на то, что подшипники чрезмерно затянуты и гайку, нужно отвернуть на одну прорезь. При проверке регулировки не следует пользоваться ножными тормозами, так как в этом случае ступицы могут нагреться от тормозных барабанов.
Уход за ступицами передних колес заключается в проверке затяжки подшипников и добавлении смазки через каждые 6000 км пробега, промывке подшипников и внутренней полости ступицы керосином, а затем замене смазки через каждые 12000 км пробега.
Следует применять только тугоплавкую консистентную смазку согласно указаниям карты смазки. Подшипники необходимо обильно смазать, заложив смазку в сепараторы с роликами, в полость и колпак ступицы. Слой смазки в ступице (между кольцами подшипников) должен быть толщиной примерно 10 мм.