На автомобиле установлены тормоза с гидравлическим приводом на всех четырех колесах. Каждый тормоз имеет по две колодки плавающего типа, взаимозаменяемые между собой. Зазор между колодками и барабанами автоматически поддерживается специальным устройством внутри тормозного цилиндра. Накладки колодок изготовлены из асбокаучуковой массы и приклеены к колодкам специальным клеем ВС-10Т с последующей термической обработкой. Каждая пара колодок приводится в действие одним тормозным цилиндром. Колодки стянуты двумя пружинами. Рабочие тормозные цилиндры передних колес имеют диаметр 22 мм, а задних— 19 мм. Тормозной щит разгружен от тормозного момента, который воспринимается на передних колесах опорой, закрепленной к поворотному кулаку болтом, на задних колесах — приливом на корпусе подшипников ступицы.
Постоянная длина толкателя поршня главного тормозного цилиндра упрощает уход за тормозной системой. Тормозные барабаны выполнены из ковкого чугуна. Барабаны передних колес изготовлены совместно со ступицей подшипников колес, а барабаны задних колес — съемные, крепятся к ступице шестью болтами.
Для уменьшения перемещения главного тормозного цилиндра при торможении, на передней подвеске приварен кронштейн с упорным болтом и контргайкой.
При регулировке вначале подверните болт до соприкосновения его торца со штуцером 8 (рис. 72) главного цилиндра тормоза, а затем заверните на два оборота и, придерживая ключом, законтрите гайкой.
В процессе эксплуатации проверяйте регулировку болта.
Рис. 72. Главный цилиндр тормозов:
1 — трубка от бачка; 2 — штуцер; 3 — пробка корпуса; 4 — прокладка; 5 — включатель
сигнала “стоп”; 6 — трубка, 7 — распределитель; 8 — штуцер, 9 — кольцо уплотнительное, 10 — трубка; 11 — кольцо уплотнительное, 12 — пробка корпуса, 13 — кольцо уплот-
нительное, 14 — кольцо уплотнительное кузова; 15 — кольцо клапана упорное, 16 —
обойма клапана, 17 — клапан; 18 —пружина, 19 — корпус главного цилиндра. 20 —
кольцо упорное пружины, 21 — манжета поршня уплотнительная внутренняя 22 — кла-
пан поршня, 23 — поршень, 24 — манжета поршня уплотнительная наружная; 25 —
шайба упорная; 26 — кольцо стопорное. 27 — колпак защитный; 28 — толкатель поршня.
Зазоры между колодками и барабанами автоматически поддерживаются специальными устройствами внутри тормозных цилиндров (рис. 73). Устройство состоит из упорных разрезных колец, запрессованных в цилиндры с усилием 45—57 кг. Прорезь колец должна быть параллельна плоскости щита тормоза. Кольца имеют внутри прямоугольную резьбу, по которой в них ввертываются поршни с уплотнительными манжетами. Ширина впадины резьбы кольца больше нитки резьбы на поршне. Поршень может перемешаться свободно относительно кольца на 2 мм.
Рис. 73. Колесный тормозной цилиндр с устройством для автоматической регулировки зазоров
между колодками и барабаном
1 - стержень опорный, 2 — чехол защитный; 3 - корпус; 4 - манжет, 5 - поршень; в - кольцо разрезное пружинное.
Если колодки и барабаны не изношены, то колодки при каждом торможения передвигаются за счет перемещения поршней в пределах их свободного хода в резьбе колец. При этом ход педали тормоза при торможении мал. Нормальным ходом педали, при котором происходит торможение, считается ход, равный 90—95 мм
По мере износа колодок и барабанов ход поршней в кольцах увеличивается и соответственно увеличивается ход педали тормоза. Увеличение хода педали будет происходить до тех пор, пока резьба поршней не упрется в резьбу колец.
При дальнейших плавных торможениях поршни потянут за собой кольца и они передвинутся в новое положение. Однако при плавных торможениях не происходит значительного уменьшения хода педали.
Для быстрого восстановления нормального хода педали тормоза следует на ровном сухом шоссе произвести 5—6 резких торможений, двигаясь со скоростью 30 км/час вперед, а также произвести несколько резких торможений, двигаясь задним ходом.
В случае замены уплотнительных резиновых манжет следует снять барабаны, колодки, защитные чехлы и вывернуть поршни из колец.
При обратной постановке поршни следует ввернуть в кольца полностью, а затем отвернуть на пол-оборота, иначе поршни не будут перемещаться в резьбе и барабаны заклинят.
При этом прорезь на опорном стержне поршня должна располагаться параллельно щиту тормоза. При замене колодок поршни с кольцами необходимо установить в первоначальное положение, для чего легкими ударами по опорному стержню установить поршни так, чтобы опорная поверхность стержня утопала от кромки цилиндра на 5,5 мм.
В процессе длительной эксплуатации автомобиля в результате естественного износа происходит выработка тормозных барабанов в зоне работы тормозных колодок.
В результате этого образовывается уступ, препятствующий снятию барабана.
Для снятия таких барабанов следует максимально выдвинуть их в осевом направлении, а затем ударами молотка по наружному диаметру барабана через деревянную проставку утопить колодки.
Наносить удары по переднему барабану следует в вертикальной плоскости, а по заднему — в горизонтальной
Заполнение системы тормозной жидкостью и удаление воздуха из неё
Для заправки гидравлического привода тормозов применяют только специальную тормозную жидкость. Категорически запрещается заправлять систему (или добавлять хотя бы самое незначительное количество) минеральными маслами, бензином, керосином или их смесями, так как при этом неизбежно быстрое разрушение резиновых деталей. Не допускается перед заправкой смешивать тормозные жидкости разных марок, а также добавлять жидкость другого состава к той, которая уже находится в системе гидравлического привода Завод заполняет систему тормозной жидкостью БСК ТУ МХП 1608—47.
Применение глицерина вместо касторового масла, а также покупных тормозных жидкостей, приготовленных на глицериновой основе, не допускается. При заправке свежей тормозной жидкостью (по мере необходимости) система гидравлического привода должна быть полностью освобождена от ранее заправленной жидкости и тщательно промыта свежей.
Тормозную жидкость в систему гидравлического привода заливают через горловину питательного бачка главного
тормозного цилиндра (рис 74) до нижней части горловины.
Тормозная жидкость и посуда, в которой она содержится, должны быть совершенно чистыми. Наполнительная горловина бачка перед заправкой жидкости должна быть протерта чистой тряпкой.
При заполнении системы тормозной жидкостью необходимо соблюдать осторожность, так как попадание ее
на окрашенные поверхности кузова приводят к образованию пятен, не поддающихся удалению
Заполнение тормозной жидкостью системы гидравлического привода тормоза связано с удалением из системы воздуха, наличие которого приводит к образованию в системе воздушных пробок, “мягкой” педали тормоза и слабому его действию Поэтому удаление из системы воздуха является одной из ответственных операций, обеспечивающих качественную работу тормозов и безопасность движения. Заполнение системы и удаление воздуха производите в следующем порядке:
Рис. 74. Питательный бачок главного тормозного цилиндра
1 — пробка; 2 — прокладка, 3 — отражатель; 4 — бачок, 5 — трубка питательная
1. Заполните чистый стеклянный прозрачный сосуд емкостью, примерно, в 0,5 л тормозной жидкостью от 1/3 до 1/2 высоты
2. Снимите пробку с горловины питательного бачка главного тормозного цилиндра и заполните бачок жидкостью до нормального уровня.
3. Очистите от пыли и грязи клапаны для выпуска воздуха из колесных цилиндров и снимите резиновые защитные колпачки Наденьте шланг для прокачивания гидропривода (прилагается в комплекте шоферского инструмента) на головку клапана выпуска воздуха заднего правого колеса, а свободный конец шланга опустите в стеклянный сосуд.
Дальнейшие операции рекомендуется производить вдвоем, так как при нажиме на педаль тормоза необходимо следить за выходом воздуха из системы, а также уровнем жидкости в бачке.
4. Отверните на 1/2—3/4 оборота перепускной клапан, после чего несколько раз нажмите на педаль тормоза. Нажимайте педаль быстро, отпускайте медленно. При этом жидкость под давлением поршня главного цилиндра заполняет трубопровод и вытесняет из него воздух. Прокачивайте жидкость до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга, опущенного в сосуд с жидкостью. Во время прокачки доливайте рабочую жидкость в бачок, не допуская ни в коем случае сухого дна бачка.
5. Повторяйте предыдущую операцию до тех пор, пока выделение пузырьков воздуха из конца шланга не
прекратится прокачка системы без добавления жидкости приводит к подсасыванию в систему воздуха через бачок и компенсационное отверстие главного цилиндра и, как следствие, возникает необходимость повторной прокачки.
6. После прекращения выхода пузырьков воздуха из конца шланга, погруженного в сосуд с жидкостью, нужно, не вынимая шланг из сосуда, нажать на педаль тормоза до отказа. Удерживая ее в этом положении, необходимо плотно завернуть клапан выпуска воздуха колесного тормозного цилиндра, снять резиновый шланг с головки клапана и надеть на нее резиновый колпачок
В таком же порядке необходимо удалить воздух из трубопроводов и колесных цилиндров остальных тормозов в последовательности задний левый, передний правый и передний левый (рис. 75)
7. После тщательного и полного удаления воздуха из системы гидравлического привода тормозов необходимо долить жидкость в бачок главного цилиндра до нормального уровня и поставить на место пробку бачка.
При нормальных зазорах между тормозными колодками и барабанами и отсутствии в системе воздуха педаль тормоза, при нажатии на нее ногой, не должна перемещаться более, чем на 90—95 мм. При этом нога должна ощущать сильное сопротивление (ощущение “жесткой” педали). Если педаль перемещается дальше, но педаль “жесткая”, то это указывает на увеличенные зазоры между колодками и тормозными барабанами.
Тормозная жидкость, выпущенная в сосуд при прокачивании системы, может быть вновь использована для заправки лишь после того, как она отстоится (не менее суток) до полного удаления содержащегося в ней воздуха. Перед заправкой отстоявшаяся жид кость должна быть профильтрована.
Заполнение системы гидравлического привода свежей жид костью, а также доливку рекомендуется проводить через воронку с мелкой шелковой сеткой, вставленную в бачок.
Предупреждение Не нажимайте на педаль, когда снят хотя бы одни тормозной барабан, так как давление в системе выжимает из колесного цилиндра поршни, и тормозная жидкость вытечет наружу.
Рис. 75. Последовательность удаления воздуха из трубопроводов и колесных цилиндров.
Ручной привод тормоза
Ручной привод тормоза (рис. 76) предназначен для затормаживания автомобиля на стоянках и удержания его на уклонах. Пользоваться им как рабочим тормозом следует только в аварийных случаях, при выходе из строя основных ножных тормозов. Тормоз действует на колодки задних колес. Рычаг тормоза установлен на туннеле пола кузова и фиксируется с помощью храпового устройства. Для растормаживания автомобиля необходимо предварительно нажать на кнопку и опустить рычаг.
Регулировка ручного привода тормоза. Невозможность затормозить автомобиль на подъеме или спуске при полностью поднятом рычаге ручного тормоза свидетельствует о необходимости регулировки привода.
При правильной регулировке ручной тормоз должен надежно затормаживать автомобиль на уклоне 15°. Необходимость регулировки ручного привода тормоза в эксплуатации автомобиля вызывается двумя причинами
1. Износом фрикционных накладок тормоза задних колес.
2. Вытягиванием и ослаблением троса привода.
Рис. 76 Ручной привод тормоза
1 — кнопка 2 — рычаг тормоза, 3 — болт, 4 — кронштейн 5 — ось ролика 6 — ролик:
7 — трос, 8 —рычаг разжимной, 9 — распорная планка, 10 — колодка тормоза
Перед регулировкой следует убедиться по величине хода тормозной педали в правильности зазора между колодками и тормозными барабанами ножного привода тормоза.
Регулировку ручного привода производите в следующей последовательности: установите автомобиль на подставки так, чтобы задние колеса вращались свободно; убедитесь, что рычаг тормоза находится в крайнем нижнем положении.
Ручной привод тормоза допускает три регулировки:
1. Натяжка троса путем перемещения вперед кронштейна 4 и рычага 2 привода тормоза.
Для этого отпустите четыре болта 3 крепления кронштейна к туннелю кузова и сдвиньте кронштейн по овальным отверстиям вперед. Затяните два болта и проверьте ход рычага. Ход рычага до полного затормаживания колес должен быть 4—5 щелчков храповика. После регулировки болты крепления кронштейна затяните.
2. При использовании всей длины овальных отверстий имеется возможность дополнительной натяжки троса 7 путем перестановки отверстий С и Д уравнительного ролика 6 на отверстия Б и С в рычаге и повторении операций, указанных в пункте 1.
3. Независимо от вытяжки троса, ход разжимного рычага на щите тормоза увеличивается за счет износа накладок тормозных колодок и автоматического их сдвига в сторону барабана.
Для уменьшения хода разжимного рычага 8, в распорной планке 9 предусмотрен прорез “А” с увеличением расстояния между прорезями Необходимость перестановки планки возникает тогда, когда в заторможенном состоянии разжимной рычаг не доходит да края прорези резинового уплотнителя на 1—1,5 мм.
Для перестановки планки следует снять стяжные пружины колодок, отсоединить одну колодку от щита и переставить ее на другую прорезь планки.
После постановки стяжных пружин следует сдвинуть планку до упора рычага в ребро тормозной колодки и проверить зазор между ребром другой колодки и прорезью Зазор должен быть не менее 1 мм.
Проделав тоже с тормозным механизмом другого заднего колеса, отрегулируйте натяжение тросов способами, изложенными в пунктах 1 и 2
Правильно отрегулированный ручной привод тормоза должен надежно затормаживать автомобиль при подъеме рычага привода на 4—5 щелчков храповика и при этом во время движения не должно быть притормаживания задних колес.
Уход за тормозами заключается в проверке наличия тормозной жидкости в питательном бачке главного тормозного цилиндра. Жидкость всегда должна быть залита до уровня диафрагмы бачка Понижение указанного уровня и необходимость частой доливки жидкости указывают на течь в системе гидравлического привода и необходимость ее немедленного устранения
Через каждые 6000 км пробега снимите тормозные барабаны всех колес, очистите тормозные колодки, щиты от пыли и грязи и промойте их бензином. Проверьте крепления тормозных щитов к цапфам передних колес и к корпусам подшипников задних колес.
Проверьте состояние тормозных резиновых шлангов. При сборке каждый барабан ставьте на прежнее место. Перестановка барабанов колес может вызвать значительное увеличение биения рабочих поверхностей, что приведет к ухудшению работы тормозов. Для снятия тормозных колодок следует снять стягивающие пружины и, нажав на чашечку, повернуть ее на 90°. Сняв чашечку и пружину со стержня, можно легко снять тормозную колодку.
Снимите защитный резиновый чехол главного тормозного цилиндра и проверьте установку упорной шайбы и стопорного кольца. Проверьте состояние защитного чехла, при обнаружении на нем трещин или рванин замените его, в противном случае, в цилиндр будет попадать пыль и грязь и поршень может не отходить до конца — тормоза при этом могут не растормаживаться, а также будут гореть фонари “стоп”.
Один раз в год (при необходимости) разберите тормозные цилиндры, очистите манжеты и поршеньки от осадков и промойте их в денатурате или тормозной жидкости.
Для очистки следует применять волосяную щеточку (зубную). Проверьте целость и отсутствие разбухания манжет.
Продуйте всю тормозную систему и смените жидкость. При сборке смажьте манжеты и поршеньки тормозной жидкостью, обратив особое внимание на целость манжет и правильность их установки при монтаже
При безгаражном хранении автомобиля или в условиях холодного гаража с наступлением заморозков осенью или зимой, после движения по мокрым или заснеженным дорогам не следует устанавливать автомобиль на ручной тормоз во избежание примерзания тормозных накладок к барабанам. Возможность примерзания накладок возрастает особенно после мойки шасси автомобиля в холодное время года, поэтому прежде чем ставить автомобиль на стоянку, следует просушить колодки и барабаны путем торможения во время движения. Торможение следует производить до эффективного действия тормозов.
После длительной стоянки в указанных условиях прежде чем начать движение, следует стронуть автомобиль с места, чтобы убедиться в свободном вращении колес.
Если автомобиль стронуть с места нельзя, следует отогреть барабаны для устранения примерзания тормозных колодок к барабану, в противном случае может произойти отрыв накладок от тормозных колодок.