ЗАЗ.ру » ИНСТРУКЦИИ » Инструкция ЗАЗ 965А » АВТОМОБИЛЬ ЗАЗ-965АБ
Информация к новости
  • Просмотров: 0
  • Автор:
  • Дата: 1-05-2005, 21:29
1-05-2005, 21:29

АВТОМОБИЛЬ ЗАЗ-965АБ

Автомобиль модели ЗАЗ-965АБ, переоборудованный на ручное управление, предназначен для эксплуатации лицами, у которых ампутированы или повреждены ноги, но совершенно здоровые руки.


Управление автомобилем с переоборудованными органами управления не требует какого-либо вмешательства нижних конечностей или протезов.


Ручное управление сцеплением и тормозами выполнено таким образом, что в механизме привода сохранены стандартные педали сцепления и тормоза. Наличие педалей сцепления и тормоза дает возможность облегчить управление автомобилем лицами, которые не полностью утратили работоспособность ног.


Органы управления


Рычаг привода гидравлического тормоза 2 (рис. 100) расположен справа от рулевого колеса и укреплен на оси, проходящей через туннель пола кузова.


Привод гидравлического тормоза осуществляется путем перемещения вперед рычага, соединенного шарнирно с толкателем и педалью тормоза. Интенсивность торможения регулируется изменением усилия, прикладываемого к рукоятке рычага. Фиксатора рычаг не имеет.


Управление сцеплением производится двумя рычагами 1, расположенными с обеих сторон рулевого колеса. На концах стержней рычагов навинчены пластмассовые рукоятки. Привод механизма сцепления осуществляется рычагами, соединенными шарнирно через промежуточную штангу и толкатель на педаль сцепления.


Сцепление выключается полным перемещением рычага вниз, при этом рычаг сам запирается и педаль сцепления удерживается в положении выключения.


Выключение сцепления должно быть кратковременным только для включения передачи, в противном случае будет сильно изнашиваться выжимной подшипник сцепления.


Запрещается пользоваться длительным выключением сцепления для движения накатом.


alt



Рис. 100. Органы ручного управления



1 — рукоятки управления сцепления, 2 — рычаг привода тормоза. 3—ручной переключатель света, 4 — рычаг постоянного газа, 5 — секторы ручного управления дроссельной заслонкой карбюратора


Исключение составляет выключение сцепления для отсоединения двигателя от коробки передач при запуске зимой.


Управление дроссельной заслонкой карбюратора осуществляется двумя секторами 5, расположенными внутри рулевого колеса.


Дроссельная заслонка карбюратора приводится в действие путем нажатия на левый или правый сектор рычага акселератора через кронштейн рычагов, трос акселератора, промежуточный кронштейн и тягу акселератора.


Для открытия дроссельной заслонки достаточно нажать на один из секторов. Возвращение секторов в исходное положение осуществляется пружиной.


На рулевом валу под секторами ручного привода дроссельной заслонки расположен рычаг “постоянного газа” 4.


Для пользования “постоянным газом” необходимо повернуть рычаг против часовой стрелки. Фиксация положения рычага происходит за счет трения между втулкой и обоймой механизма “постоянного газа”


Переключение ближнего света фар на подфарники и обратно, а также переключение ближнего света на дальний и обратно производится ручным переключателем 3, расположенным на кронштейне под панелью приборов.


Ручной переключатель света включен в схему электрооборудования автомобиля (см. рис. 78) аналогично ножному переключателю 29, а его клеммы 1, 2, 3 соединены соответственно с проводами: клемма / с желтым проводом, клемма 2 с красным и клемма 3 с голубым.


Расположение и назначение остальных органов управления и контрольно-измерительных приборов показано на рис. 1 и описано в разделе “Органы управления автомобиля ЗАЗ-965А”.


Вождение автомобиля


После того как двигатель прогрет и устойчиво работает на малых оборотах холостого хода, можно трогать автомобиль
с места в следующей последовательности:


1. Правой рукой освободить рукоятку ручного (стояночного) тормоза.


2. Правой рукой переместить рычаг выключения сцепления вниз в крайнее положение, т. е. выключить сцепление.


3. Правой рукой включить первую передачу.


4. Левой рукой удерживать рулевое колесо, одновременно плавно большим пальцем левой руки увеличить открытие дроссельной заслонки, т. е. обороты двигателя.


5. Правой рукой плавно отпустить рычаг привода сцепления, т. е. включить сцепление. Когда сцепление полностью включено, правую руку нужно перенести на рулевое колесо. При трогании автомобиля с места не следует давать больших оборотов двигателю.



После необходимого разгона автомобиля нужно включить вторую передачу, поступая следующим образом:



1. Не снимая левой руки с рулевого колеса, отпустить сектор управления дроссельной заслонкой карбюратора


2. Правой рукой быстро выключить сцепление при помощи рычага.


3. Правой рукой включить вторую передачу.


4. Правой рукой включить сцепление, одновременно увеличивая левой рукой обороты двигателя.


5. Перенести правую руку на руль.


Выполняя второй прием, нужно стараться выключить сцепление несколько раньше, чем обороты двигателя упадут до холостых, т. е второй прием нужно проделать в конце первого приема. Это позволит избежать притормаживания автомобиля и потери скорости Переключение на остальные передачи осуществляется в порядке, аналогичном переключению с первой на вторую передачу.


Во время движения, придерживайтесь скоростей указанных в разделе “Трогание с места и переключение передач” для автомобиля ЗАЗ-965А, однако, с целью безопасности не следует ездить со скоростью выше 80 км/час.



Замедление хода и остановка автомобиля



При необходимости замедлить движение автомобиля надо уменьшить подачу горючей смеси в цилиндры двигателя, плавно отпуская сектор управления дроссельной заслонкой карбюратора.


Для большей интенсивности замедления автомобиля необходимо правой рукой переместить вперед рычаг привода гидравлического тормоза. Для полной остановки автомобиля после замедления движения надо выключить правой рукой сцепление, поставить в нейтральное положение рычаг коробки передач, включить сцепление и переместить правой рукой рычаг привода гидравлического тормоза.


После остановки автомобиля в заранее намеченном месте необходимо правой рукой поставить автомобиль на стояночный тормоз, переместив рычаг тормоза в верхнее положение, и выключить зажигание.


Приведенный выше порядок операций для остановки автомобиля следует применять только при условии, если движение автомобиля происходит на сухой дороге. На мокрой или скользкой дороге во избежание опасного заноса (а иногда и опрокидывания) автомобиля тормозить нужно, не выключая сцепления, и когда скорость автомобиля снизится до безопасной, можно выключить сцепление.


При необходимости экстренного торможения автомобиля перед неожиданно появившимся препятствием, в любых условиях движения и независимо от состояния дороги, надо тормозить, не выключая сцепления.


Затормаживание автомобиля на подъеме и последующее трогание с места


При необходимости затормозить автомобиль на подъеме нужно сначала остановить его обычным способом, а затем поднять вверх до отказа рукоятку стояночного тормоза, выключить зажигание и включить первую передачу.


Некоторую сложность представляет трогание автомобиля на подъеме. Для трогания на подъеме необходимо выключить левой рукой сцепление, правой рукой включить зажигание и запустить двигатель. Правой рукой повернуть рычаг постоянного газа влево для увеличения оборотов двигателя. Перенести правую руку на рычаг стояночного тормоза.


Одновременно включить плавно левой рукой сцепление, а правой отпустить стояночный тормоз в исходное положение. Перенести руки на руль и увеличить обороты двигателя. После того как машина тронулась, повернуть рычаг постоянного газа в первоначальное положение и продолжать движение.



Регулировка органов ручного управления



В процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость в регулировке органов ручного управления, которая сводится к следующему.


1. Привод управления гидравлическим тормозом (рис. 101) имеет две регулировки: положение рычага 1 гидравлического тормоза и зазор между поводком 9 и рычагом педали тормоза 10.


Для регулировки положения рычага необходимо расшплинтовать палец 5 и отсоединить толкатель тормоза 8 от рычага 2. Затем переместить рычаг в крайнее положение назад, при этом головка рычага тормоза должна отстоять от плоскости рулевого колеса на 15—20 мм. Регулировка положения рычага в такой плоскости осуществляется за счет изменения длины регулировочного болта 4.


Регулировка зазора между рычагом 10 и поводком педали тормоза 9 осуществляется за счет изменения длины толкателя тормоза. После того как положение рычага тормоза 2 отрегулировано и рычаг стоит в крайнем заднем положении, надо отвернуть контргайку 7 и путем завинчивания или вывинчивания вилки толкателя подобрать такую длину толкателя, чтобы при подсоединении толкателя 8 к рычагу 2 зазор между рычагом 10 педали тормоза и поводком 9 педали был 1—2 мм. После регулировки и соединения толкателя с рычагом контргайку 7 затяните.


Ручной привод управления сцеплением механический, рычажно-шарнирный (рис. 102), конструкция его позволяет удерживать педаль сцепления в выключенном положении, не придерживая его при этом рукой. Удерживание сцепления в выключенном положении происходит за счет обратного прогиба звеньев 9 и 8.


alt


Рис. 101 Привод гидравлического тормоза



1 — головка рычага, 2 — рычаг тормоза 3 — контргайка, 4 — болт регулировочный,
5 — палец, 6 — вилка толкателя, 7 — контргайка 8 — толкатель 9 — поводок, 10 — педаль тормоза



В процессе эксплуатации необходимо следить за регулировкой свободного хода педали сцепления (25—35 мм) согласно основной инструкции по эксплуатации, а также регулировкой ручного привода для удержания сцепления в выключенном положении.


Регулировку ручного привода следует производить лишь после проверки и необходимой регулировки свободного хода педали сцепления.


Основной неисправностью в работе сцепления и его привода является неполное выключение сцепления (в результате вытягивания троса привода, что увеличивает свободный ход педали сцепления) .


При неполном выключении (сцепление “ведет”) наблюдается скрежет шестерен коробки передач при включении передач


Для устранения указанной неисправности следует отсоединить звено 8 от педали 7, проверить свободный ход педали сцепления и при необходимости отрегулировать, как указано в основной инструкции. Затем подсоединить звено 8 к педали и проверить выключение сцепления с помощью ручного привода.


Выключение надо производить без применения большого усилия, сцепление должно удерживаться в выключенном положении. Если при выключении сцепления не происходит обратного прогиба звеньев 9 и 8 (сцепление не удерживается в выключенном положении) следует с помощью регулировочного звена 8 отрегулировать замыкание звеньев. Для этого надо отсоединить звено 8 от педали, отпустить контргайку 4 и, вращая вилку 5, отрегулировать замыкание.


alt


Рис. 102. Привод управления сцеплением


1 — опора рычага, 2 — рычаг привода сцепления 3 — вилка 4 — контргайка 5 — тол-
катель 6 — опора педали сцепления, 7 — педаль сцепления, 8 — толкатель в сборе,
9 — промежуточный рычаг, 10 — опора промежуточного рычага, 11 — пружина возврат-
ная, 12 — штанга привода сцепления


Ручной привод управления дроссельной заслонкой карбюратора конструктивно выполнен по принципу “сбрасывающего газа”. Он расположен на рулевом колесе и вместе с ним вращается.


Правильно отрегулированный привод управления дроссельной заслонкой карбюратора обеспечивает полное открытие заслонки при нажатии до отказа на сектор 12 (рис. 103) и прикрытие заслонки при отпущенном секторе


alt



Рис. 103. Привод управления дроссельной заслонкой карбюратора:



1 — обойма акселератора; 2 — вал руля, 3 — регулировочный винт; 4 — рычаг “по-
стоянного газа” с упором в сборе. 5 — гайка ползуна акселератора, 6 — пружина
подпятника, 7 — ползун акселератора, 8 — подпятник акселератора, 9 — пружина
акселератора возвратная, 10 — удлинитель, 11 — ступица рулевого колеса, 12 — рычаг
акселератора, 13 — палец, 14 — винт крепления удлинителя, 15 — контргайка; 16 —
трос акселератора ручного привода, 17 — кронштейн; 18 — палец, 19 — рычаг троса,
20 — тяга акселератора в сборе, 21 — винт; 22 — оболочка троса 23 — упор оболочки троса. 24 — гайка


Чтобы проверить открывается ли полностью дроссельная заслонка, необходимо нажать до отказа сектор 12 (при неработающем двигателе) и в таком положении проверить дроссельную заслонку. Если дроссельная заслонка неполностью открыта, то нужно отрегулировать натяжение тросов.


Натяжение тросов всего привода регулируйте в следующей последовательности.


1. Отпустите винт крепления троса привода к компенсатору на карбюраторе и ослабьте натяжение троса.


2. Если необходимо, отрегулируйте малые обороты холостого хода двигателя, как указано в основной инструкции.


3. Проверьте натяжение троса 16 (рис. 103), для чего нажмите большим пальцем руки на рычаг 19 в то место, где подсоединен наконечник троса 20. При этом вертикальное плечо рычага должно находиться вертикально или несколько наклонно в сторону гроса 20.


Если плечо устанавливается с большим наклоном, следует отрегулировать натяжение троса путем выворачивания наконечников 23. При выворачивании наконечников оболочка 22 троса изгибается, тем самым увеличивая путь перемещения троса. После регулировки наконечники необходимо законтрить гайками 24.


4. После того как будет отрегулировано натяжение троса 16, можно приступать к натяжке троса 20.


Натягивать трос следует плоскогубцами плавно, не прикладывая при этом больших усилий.


Натяжение троса должно быть таким, чтобы дроссельная заслонка при закрепленном тросе не приоткрывалась.


После регулировки и закрепления троса необходимо проверить открытие заслонки, для чего несколько раз нажмите до отказа на рычаги акселератора 12 и проверьте положение заслонки и натяжение троса, при необходимости подрегулируйте.


Упор постоянного газа позволяет удерживать постоянную величину открытия дроссельной заслонки в зависимости от сложившихся условий езды. Например: при трогании автомобиля на подъеме, а также при длительной езде по прямой с постоянной скоростью. В данном случае величина открытия дроссельной заслонки, определяемая сопротивлением движению автомобиля, устанавливается неизменной до последующего воздействия водителя на рычаг постоянного газа


При повороте рычага 4, его гильза с винтовой канавкой скользит по цилиндрическому концу винта 21 и, приподнимаясь, передвигает ползун 7; при этом тросы 16 и 20 натягиваются и, перемещаясь, открывают дроссельную заслонку на необходимую величину.


Удержание рычага 4 в заданном положении происходит за счет трения между гильзой 4 и обоймой акселератора 1.


Если в процессе эксплуатации рычаг постоянного газа не будет удерживаться в заданном положении, следует подтянуть винт 3 так, чтобы обеспечить момент трения в шарнире, достаточный для удержания рычага.


В случае разборки механизма и последующей сборки необходимо винт 21 вворачивать так, чтобы цилиндрический конец его прошел через винтовую канавку гильзы упора 4 постоянного газа и вошел в продольную канавку ползуна акселератора.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.