Автомобиль «Запорожец» модели ЗАЗ-968М (рис. 1) имеет закрытый двухдверный цельнометаллический кузов несущей конструкции. Съемными узлами кузова являются передний и задний капоты и двери. Компоновка механизмов и агрегатов шасси автомобиля увязана с принятой компоновкой пассажирского помещения кузова. При сравнительно небольших габаритных размерах автомобиля внутренние размеры пассажирского помещения кузова обеспечивают наибольшее удобство посадки и комфортабельность езды трех пассажиров и водителя.
Рис. 1. Габаритные размеры автомобиля
Гнутые передние, задние и боковые стекла имеют большую площадь обзора и дают хорошее естественное освещение пассажирского помещения кузова. Для отопления кузова в багажнике расположен бензиновый отопитель независимого действия, который подает нагретый воздух в салон кузова и на обогрев ветрового стекла.
Расположение органов управления и контрольно-измерительных приборов обеспечивает простое и удобное пользование ими, а рулевое колесо с двумя спицами и утопленной ступицей дает возможность хорошего обзора контрольных приборов.
Передние сиденья — раздельные с регулировкой в продольном направлении и угла наклона спинки. При закрытых дверях передние сиденья блокируются. Для устройства спальных мест спинки передних сидений откидываются назад.
Электрический стеклоомыватель в сочетании с двухскоростным стеклоочистителем обеспечивает быструю и хорошую очистку ветро-вого стекла.
На автомобиле ЗАЗ-968М «Запорожец» может быть установлен двигатель модели МеМЗ-968Н мощностью 40 л. с. или МеМЗ-968Г мощностью 45 л. с., выпуск которого продолжался до 01.01. 1983 г. Для этих двигателей применяется бензин А-76.
Двигатель, сцепление и коробка передач с главной передачей и дифференциалом скомпонованы в единую конструкцию — силовой агрегат (рис. 2). Компактная конструкция силового агрегата характеризуется удобством и простотой его крепления на автомоби-ле. По сравнению с раздельными механизмами агрегат занимает мало места в отсеке двигателя, обеспечивает удобство его обслуживания при осмотрах и регулировках.
Сцепление смонтировано на маховике двигателя и закрыто жестким литым картером. Картер прикреплен с одной стороны к картеру коленчатого вала. Вторая сторона картера сцепления является одновременно и частью картера главной передачи, и дифференциала и крепится к коробке передач
Детали коробки передач и главной передачи с дифференциалом находятся в одной масляной ванне. На боковых стенках картера сцепления и главной передачи имеются окна, в которые входят головки полуосей с сухарями. Уплотняются полуоси с картером при помощи резиновых защитных чехлов и самоподжимных сальников. Из задней крышки коробки выходит шток ползуна, соединяемый с валом управления коробкой передач.
Силовой агрегат крепится к автомобилю на трех опорах (рис. 3). Передняя опора представляет собой сварную фигурную поперечину, прикрепленную к картеру сцепления. Поперечина с помощью двух кронштейнов 6 и амортизирующих резиновых подушек 5 крепится к стенке отсека двигателя. Задняя опора размещена под кузовом, к ней через амортизирующие подушки 8, 10 и кронштейн 7 крепится силовой агрегат за заднюю крышку коробки передач.
Конструкция независимой подвески передних и задних колес с телескопическими амортизаторами в сочетании с эффективными тормозами и легким рулевым управлением обеспечивают автомобилю высокую плавность хода на автомобильных дорогах с неровным покрытием. Автомобиль отлично «держит» дорогу и устойчив на высоких скоростях. Он обладает достаточно высокими динамическими качествами и хорошей проходимостью при относительно малом эксплуатационном расходе топлива.
Рис. 3. Подвеска силового агрегата и брызговик двигателя: 1 — верхний уплотнитель брызговика; 2 — крышка люка; 3 — брызговик; 4 — поперечина передней опоры; 5 — подушка передней опоры; 6 — кронштейн передней опоры; 7 — кронштейн; 8 — верхняя подушка задней опоры; 9 — поперечина задней опоры; 10 — нижняя подушка задней опоры; 11 — втулка; 12 — шайба
Эксплуатационный расход топлива зависит от технического состояния автомобиля, дорожных и климатических условий, а также от степени совершенства вождения автомобиля. Технически исправный автомобиль, прошедший обкатку, с полной нагрузкой при постоянной скорости 90 км/ч на четвертой передаче на горизонтальной и ровной дороге должен расходовать летом не более 7,4 л топлива на 100 км пути.
Автомобиль ЗАЗ-968М по сравнению с предыдущими моделями оборудован новыми фонарями и фарами, улучшенной световой сигнализацией и новой облицовкой передка.
Параллельно с автомобилем ЗАЗ-968М «Запорожец» завод выпускает следующие модификации: ЗАЗ-968МБ, ЗАЗ-968МГ, ЗАЗ-968МД, ЗАЗ-968МР, оборудованные специальными органами управления для инвалидов.