Рис. 4. Продольный разрез двигателя: 1 - генератор; 2 — карбюратор; 3 — прерыватель-распределитель; 4 — масляный радиатор; 5 — уплотнитель; 6 — штуцер; 7 — картер коленчатого вала; 8 — крышка; 9 — втулка; 10 — шпон-ка; 11 — балансирный вал; 12 — противовес; 13 — распределительный вал: 14 — маховик; 15 — задняя манжета коленчатого вала; 16 — болт крепления маховика; 17 — штифт; 18 — масляный насос; 19 — ведущая шестерня привода распределительного вала; 20 — ведущая шестерня привода балансирного вала; 21 — болт крепления корпуса центробежного маслоочистителя; 22 — передняя манжета коленчатого вала; 23 — корпус маслоочистителя; 24 — крышка маслоочистителя; 25 — ведомая шестерня балансирного вала; 26 — ведомая шестерня распределительного вала
Картер двигателя (рис. 6) туннельного типа отлит из магниевого сплава МЛ-5. В задней стенке картера имеется расточка для установки привода прерывателя-распределителя зажигания и масляного насоса. С левой стороны картера находятся два продольных канала: канал 13 для отвода масла от масляного насоса к центро-бежному маслоочистителю и канал 14 для подвода масла к подшипникам коленчатого вала.
В верхней части картера расточены четыре отверстия 8, распо-ложенные попарно под углом 90°, в которые устанавливаются цилиндры. Цилиндры и головки цилиндров крепятся шпильками 15, ввернутыми в картер.
Средняя опора коленчатого вала — разъемная из двух половин, крепится к картеру коленчатого вала двумя вертикально располо-женными болтами 4 (рис. 7).
Рис. 5. Поперечный разрез двигателя: 1 — масляный поддон; 2 — картер коленчатого вала; 3 — термостат; 4 — коленчатый вал; 5 — шатун; 6 — цилиндр; 7 — поршень; 8 — свеча; 9 — головка цилиндров; 10 — карбюратор; 11 — направляющий аппарат вентилятора с рабочим колесом и генератором в сборе; 12 —топливный насос.
Передний и задний коренные подшипники коленчатого вала— неразъемные: задний запрессован непосредственно в стенку картера и фиксируется стопором, а передний — в переднюю опору и фиксируется штифтом.
Коренные подшипники коленчатого вала изготовлены из алюминиевого сплава. Выше расточек под коренные подшипники в средней, передней и задней стенках картера расточены опоры 3 под распределительный вал. В восьми расточенных приливах картера установлены толкатели.
Рис. 6. Картер коленчатого вала в сборе: 1 — картер; 2 — заглушка; 3 — передняя, средняя и задняя опоры распределительного вала; 4 — шпилька крепления масляного радиатора; 5 — прокладка; 6 — подводящий штуцер; 7 — шпилька крепления картера сцепления; 8 — расточка под цилиндры; 9 — вкладыш; 10 — стопор подшипника; 11 — отгибная шайба; 12 — стопорный болт; 13 — канал подвода масла к центробежному масло-очистителю; 14 — канал подвода масла к коренным под-шипникам; 15 — шпильки крепления головок цилинд-ров; 16 — отводящий штуцер
Цилиндры с оребренной наружной поверхностью отлиты из чугуна, взаимозаменяемы. Диаметр цилиндра — 76+0,04-0,01 мм.
Для обеспечения зазора 0,05...0,07 мм между поршнем и цилин-дром цилиндры по диаметру сортируют на пять размерных групп, которые различают по цветовой маркировке, нанесенной на верхнем ребре (см. прил. 2). Цилиндры на двигателе установлены так, что плоские длинные ребра первого и третьего обращены в сторону крышки распределительных шестерен, а второго и четвертого — в сторону маховика.
Поршни изготовлены из жаропрочного алюминиевого сплава, луженые, имеют плоское днище. На головке поршня проточены три канавки под поршневые кольца; две верхние — под компрессионные, нижняя — для стального маслосъемного кольца. Юбка поршня имеет форму эллипсного конуса, большое основание которого расположено у нижнего края юбки, а наибольшая ось аллипса лежит в плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца.
Поршни, как и цилиндры, разбиты на размерные группы (см. прил. 2). Литер группы, определяющий номинальный диаметр и действительный размер ремонтного увеличения, наносится на наружной поверхности днища поршня. На днище поршня наносится также стрелка для правильного смещения оси поршневого пальца при монтаже. Направление стрелки на всех поршнях должно быть обращено в сторону вентилятора.
По диаметру отверстия под палец поршня сортируют на четыре размерные группы, обозначенные краской на бобышке поршня.
Поршневые пальцы — стальные, плавающие, закаленные и полированные. Диаметр пальца 22 мм, длина 65,6 мм. От осевого перемещения пальцы фиксируются пружинными стопорными кольцами. Пальцы изготовлены с высокой точностью и рассортированы на четыре группы по наружному диаметру (см. прил. 2). Обозначение размерной группы наносится на внутренней поверхности поршневого пальца. При сборке палец, поршень и шатун комплектуют из деталей только одной размерной группы, этим обеспечивается натяг между пальцем и поршнем в пределах от 0 до 0,005 мм и зазор между пальцем и шатуном 0,002...0,007 мм (при темпмратуре 20°С).
Поршневые кольца (рис. 8). На каждом поршне установлены три кольца: два компрессионных из специального чугуна и одно маслосъемное. Верхнее компрессионное кольцо / (хромированное) с тупыми кромками, нижнее 2 — фосфатированное с острыми кромками. На его наружной поверхности выполнена прямоугольная фаска. При постановке на поршень кольцо устанавливают фаской вниз. Все элементы маслосъемного кольца — стальные. Монтажный зазор в замке колец, сжатых в цилиндре, должен быть 0,25. ..0,55 мм для компрессионных и 0,9...1,5 для дисков маслосъемных колец.
Шатуны — стальные кованые, двутаврового сечения (рис. 9). В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. По размеру диаметра втулки шатун маркируют у головки цветовым индексом. Нижняя головка шатуна разъемная с тонкостенными взаимозаменяемыми вкладышами. Крышки нижних головок шатунов невзаимозаменяемы.
На шатуне и крышке у разъема наносятся метки: для первого цилиндра—«1», для второго—«II», для третьего—«Z», для чет-вертого — «X».
На стержне шатуна нанесен номер детали. При установке на двигатель шатун должен быть обращен номером в сторону вентилятора. Разница в массе шатунов, установленных на двигатель, не должна превышать 12 г.
Рис. 7. Опора среднего коренного подшипника (вид со стороны носка коленчатого вала): 1 — стяжной болт; 2 — шайба; 3 — верхняя опора; 4 — болт крепления средней опоры; 5 — нижняя опора; 6 — штифт вкладыша; 7 — вкладыш; 8 — канал подвода смазки к подшипнику; 9 — коленчатый вал; 10 — штифт опоры
Рис. 8. Расположение поршневых колец в поршне:
а — расположение замков (на участке в с обеих сторон не должны быть замки компрессионных колец и зам-ки дисков маслосъемных колец); б—поршневые кольца.I, II — расположение замков компрессионных колец; III, VI — расположение замков дисков; IV, V — распо-ложение замков расширителей;1 — верхнее компрессионное кольцо; 2 — нижнее компрессионное кольцо; 3 — верхний диск маслосъемно-го кольца; 4 — осевой расширитель; 5 — радиальный расширитель; 6 — нижний диск маслосъемного кольца
Рис. 9. Шатун в сборе: 1 — стык втулки верхней головки шатуна; 2 — место цветового индекса размерной группы верхней головки шатуна; 3 — болт крепления крышки шатуна; 4 — гайка болта крышки шатуна; 5 — стопорная гайка; 6 — метка номера цилиндра.
Коленчатый вал (рис. 10) трехопорный, литой из высокопрочного чугуна. Диаметр коренных шеек 55-0,019 мм, шатунных — 50-0,009-0,025 мм, радиус кривошипа 33 мм
Коленчатый вал, устанавливаемый на двигатель при сборке на заводе, сбалансирован вместе с маховиком, механизмом сцепления и корпусом центрифуги. Допустимый дисбаланс не должен превышать 15 г-см.
В запасные части коленчатый вал поставляется с маховиком и корпусом центрифуги, динамически сбалансированным без сцепления.
При динамической балансировке на шатунные шейки устанавливают разъемные, круглого сечения, статически отбалансированные противовесы массой (810±1) г каждый. После балансировки на маховик и кожух сцепления наносят метки их взаимного расположения. При сборке их совмещают.
Подшипник средней коренной шейки вместе со средней опорой монтируют на коленчатый вал до постановки в картер. Передняя и задняя шейки коленчатого вала уплотнены маслоотражателями и резиновыми самоподжимными манжетами. Передняя и задняя манжеты невзаимозаменяемы. Задняя манжета на рабочей кромке имеет маслосгонную резьбу (левую), на манжете имеется стрелка, указывающая направление вращения вала.
На заднем торце коленчатого вала на четырех штифтах 2, один из которых смещен, установлен маховик 5, прикрепленный к валу болтом 4 со стопорной шайбой 3. Болт имеет расточку, в которой установлен подшипник ведущего вала коробки передач.
Осевое перемещение коленчатого вала (0,06...0,27 мм) ограничено буртом подшипника и передней опоры с одной стороны и упорной шайбой коленчатого вала с другой стороны.
Головки цилиндров (рис. 11) — общие на два цилиндра. Они взаимозаменяемы, отливаются из алюминиевого сплава, имеют ребра охлаждения. В головку запрессованы металлокерамические втулки 12 клапанов и седла 2 клапанов, выполненные из специального чугуна. В отверстия под свечи зажигания ввернуты бронзовые резьбовые гнезда 4, фиксируемые штифтами 5. В головку запрессованы также кожуха II штанг и маслосливная трубка 6.
Головка имеет два раздельных впускных канала по одному на каждый цилиндр и два выпускных канала, расположенных со стороны свечей зажигания. В расточки выпускных каналов запрессованы патрубки 7 с плоскими фланцами для крепления выпускных труб.
Для надежного уплотнения при установке бронзовых резьбовых гнезд 4 свечей, седел 2 клапанов, направляющих 12 втулок клапанов, выпускных патрубков 7, кожухов штанг и маслосливной трубки головку цилиндров нагревают до температуры 200...220°С. Объем камеры сгорания в головке равен 41,2...43,7 см3.
Рис. II. Головка цилиндров с клапанами в сборе: 1 — головка цилиндров; 2 — седло клапана; 3 — клапан; 4 — вставное гнездо свечи; 5 — штифт вставного гнезда свечи; 6 — сливная трубка; 7 — выпускной патрубок с фланцем; 8 — шпилька крепления крышки головки цилиндров; 9 — шпилька крепления валика коро-мысел; 10 — шпилька крепления впускной трубы; 11 — кожух штанги; 12 — направляющая втулка клапана