После пробега 12000—15000 км возникает необходимость в удалении нагара с поверхностей камер сгорания, днищ поршней, головок клапанов, а также со стенок впускных и выпускных каналов головок цилиндров.
Нагар обладает плохой теплопроводностью, поэтому с его появлением резко ухудшается отвод тепла, происходит перегрев двигателя и снижение его мощности.
Интенсивность отложения нагара зависит от технического состояния двигателя, сорта и качества применяемых для двигателя бензина и масла, а также от условий эксплуатации (короткие рейсы в городе с малой скоростью и частыми остановками, недостаточный прогрев двигателя).
Наиболее интенсивное отложение нагара происходит при использовании низкооктанового бензина (А-66), содержащего тяжелые фракции топлива.
Наличие нагара в камерах сгорания способствует появлению детонации и калильного зажигания.
В процессе эксплуатации происходит неоднократное удаление нагара из камер сгорания при движении с большими скоростями.
Наибольший эффект достигается при применении для этого бензина А-76.
Может быть рекомендован и другой способ удаления нагара, без разборки двигателя, чтобы не нарушать приработки деталей, а также сальниковых уплотнений, которые неизбежно будут нарушены при снятии головок.
Этот способ заключается в заливке в каждый цилиндр раствора, состоящего из 50% ацетона, 25% керосина и 25% масла для двигателя, при этом двигатель должен быть теплым.
Очистку нагара желательно приурочить к смене масла в картере двигателя.
Перед заливкой в цилиндры раствора следует провести ряд подготовительных операций.
Снять крышки головок цилиндров и между стержнями клапанов и коромыслами установить металлические пластинки, не нарушая регулировки клапанов, с целью исключить компрессию в цилиндрах.
Пластинки должны быть шириной 10 мм, длиной 20 мм и толщиной 0,8 мм.
Затем вывернуть свечи, установить поршень первого цилиндра в нижнее положение и залить в цилиндр 80—100 смг раствора и установить свечу на место.
Проделать указанные операции с остальными цилиндрами и прокрутить коленчатый вал пусковой рукояткой, сделав 10—15 оборотов, снять пластины и установить крышки.
С залитым раствором следует оставить двигатель на 16—17 часов, а затем вывернуть свечи и прокрутить коленчатый вал, сделав 5—б оборотов с целью продувки цилиндров, а свечи промыть в бензине
Слить масло из картера двигателя и заменить его свежим.
Затем ввернуть свечи и пустить двигатель.
Затем рекомендуется, используя высокооктановый бензин и более раннее зажигание, совершить пробег с максимально возможной скоростью по хорошей дороге.
Установлено, что после 100 км пробега нагар удаляется полностью.
После пробега 500 км рекомендуется вторично сменить масло, так как оно будет загрязнено растворенным нагаром.