Проверка состояния топливного бака. Периодически топливный бак необходимо снимать и промывать. Для снятия бака отпускают на топливоза борной трубке хомут и снимают с трубки резиновый шланг. Отсоединяют от датчика уровня топлива провод. Затем отпускают хомут // (см. рис. 26) уплотнителя 12 и снимают с горловины пробку топливного бака. Отвертывают два болта / и приподнимают кверху хомуты 2. Смазывают верхнюю часть горловины бака мыльным раствором, после чего бак легко снимается с кузова.
Топливный бак требует ремонта в случае механических повреждений и загрязнений. При ремонте топливный бак промывают в 5%-ном растворе каустической соды с последующей трехкратной промывкой горячей водой.
Продукты коррозии удаляют травлением в 10%-ном растворе соляной кислоты. Бак после травления нейтрализуют 20%-ным раствором соды и промывают горячей водой. Герметичность бака проверяют в ванне с водой воздухом при давлении 0,2 кгс/см в течение 3 мин. Трещины и другие повреждения бака наиболее просто и безопасно заделывать с помощью эпоксидных паст.
Проверка состояния топливопроводов. Для предотвращения подтекания топлива в соединительных штуцерах необходимо своевременно их подтягивать. Подтягивать следует осторожно, так как при чрезмерно сильной затяжке можно повредить резьбу и трубку. Если подтяжкой гаек не устраняется течь топлива, соединение разбирают и осматривают. При необходимости следует сильнее развальцевать конус трубки или заменить соответствующие детали крепления.
Повреждение топливных труб (смятие, изломы) устраняют удалением поврежденного участка с последующим соединением места стыка с помощью муфты или внахлестку. Места соединения пропаивают припоем для обеспечения герметичности.
Снятие, разборка, проверка и сборка топливного насоса. При разборке топливного насоса отсоединяют подводящий и отводящий топливопроводы от штуцеров топливного насоса, перекрыв предварительно доступ топлива из топливного бака. Снимают топливный насос, проставку, направляющую штанги со штангой привода насоса и прокладки топливного насоса. Проверяют целостность проставки и отсутствие люфта штанги привода в направляющей.
Отвертывают (см. рис. 27) винты крепления верхней части 5 корпуса топливного насоса к нижней части 13 и снимают верхнюю часть, предварительно пометив взаимное положение корпусов. Отвертывают болт крепления крышки 1, снимают уплотнительную шайбу, крышку и прокладку с сеткой фильтра. Промывают крышку и сетку. Проверяют, нет ли разрывов сетки, а также состояние впускного 4 и нагнетающего 25 клапанов в верхней части 5 корпуса насоса. При обнаружении повреждений заменяют верхнюю часть корпуса вместе с клапанами в сборе. Нажимают на верхнюю чашечку 6 диафрагмы 8 насоса и, повертывая ее на 90°, выводят из паза балансира 14 шток диафрагмы, снимают диафрагму 8 в сборе со штоком и центральную пружину диафрагмы.
Проверяют диафрагму, устанавливают, нет ли порывов, трещин или других повреждений. При необходимости следует подтянуть гайку на штоке диафрагмы. При обнаружении повреждений заменяют диафрагму. Диафрагма состоит из трех слоев прорезиненной ткани: двух верхних, работающих в контакте с топливом,. и одной, работающей в контакте с маслом.
Проверяют центральную пружину диафрагмы: длина в свободном состоянии 46,5...47,5 мм, под насрузкой 3,2...3,35 кгс — 24 мм.
Дальнейшую разборку топливного насоса (см. рис. 27) выполняют в случае течи масла через эксцентрик 15, ось 16 или при неисправной работе ручного привода. Пользуясь оправкой, выпрессовывают ось 16 рычага и балансира из нижнего корпуса, снимают балансир 14, рычаг 17 привода, регулировочные шайбы и возвратную пружину рычага. Ось должна плотно сидеть в корпусе и не иметь заметного износа. При необходимости заменяют детали. Пружина рычага привода в свободном состоянии должна иметь длину 27,5...28,5 мм.
Зачищают места расклепки эксцентрика, осторожно отгибая рычаг, снимают его и пружину рычага с эксцентрика. Вынимают эксцентрик из нижнего корпуса. Осматривают детали и при обнаружении повреждений негодные заменяют. Уплотнительное кольцо эксцентрика не должно иметь остаточной деформации. Кольцо имеет внутренний диаметр 6,02...6,88 мм, в сечении представляет круг диаметром 1,70...1,86 мм. Перед сборкой насоса все прокладки и уплотнители заменяют на новые. Перед установкой новых прокладок их необходимо смазать тонким слоем масла.
Сборку топливного насоса выполняют в последовательности, обратной разборке, обратив особое внимание на чистоту деталей и предохранив внутренние полости от попадания пыли и грязи. При затяжке винтов крепления верхнего и нижнего корпусов топливного насоса следует оттянуть диафрагму вниз до отказа для получения наибольшего хода диафрагмы. После сборки проверяют работу привода балансира и рычага ручного привода. Они должны поворачиваться без рывков и заеданий. Рычаг ручного привода должен возвращаться в исходное положение под действием пружины при отводе его на максимальное расстояние.
Герметичность диафрагмы проверяют подведением топлива под давлением 0,6 кгс/см2 к нагнетательному патрубку. Утечка при этом не допускается. Герметичность клапана проверяют при давлении 0,3 кгс/см2. При выдержке 10 мин утечка топлива допускается не более 10 см3.
Перед установкой насоса (см. рис. 27) нажатием на рычаг 17 привода его перемещают до начала полезного хода и замеряют расстояние между рычагом и привалочной плоскостью корпуса насоса. Размер утопания Б должен быть 1,0...1,5 мм. Устанавливают штангу 21 в направляющую 20 штанги так, чтобы плоский конец штанги был направлен к эксцентрику привода.
Рис. 71. Приспособление для замера выступания торца штанги привода топливного насоса: 1—фланец; 2—штанга; 3—гайка; 4—индикатор; Б—размер утопания рычага привода
Затем устанавливают направляющую 20 штанги со штангой 21 проставкой 22 и прокладками 18 и 19 на шпильки крышки распределительных шестерен и, закрепив их, повертывают коленчатый вал до максимального выступания штанги 21. При этом штангу следует прижимать к кулачку привода насоса. Штанга должна выступать над проставкой 22 с прокладкой 18 на 1,7...2,8 мм больше, чем утопает рычаг 17 привода при выборе свободного хода. Выступание штанги регулируют набором прокладок 19.
Выступание торца штанги удобно регулировать и замерять, пользуясь приспособлением (рис. 71).
Разборка и проверка состояния воздушного фильтра карбюраторов К-133 и К-133А. Отпускают зажимы двух замков (см. рис. 33, а) и отделяют поддон 13 фильтра от корпуса 7. Вынимают из поддона уплотнительное кольцо 3, клапан 1 с пружиной 4, стакан 5 и седло 2 клапана. Сливают загрязненное масло и промывают поддон фильтра керосином или бензином до полного удаления отложений пыли. Осматривают детали фильтра.
Работа воздушного фильтра иногда может нарушаться из-за значительных отложений на капроновой набивке. В этом случае корпус фильтра с набивкой помещают в ванну с бензином на 5...6 ч, после этого промывают и просушивают его.
Собирают воздушный фильтр и проверяют его сопротивление. Сопротивление чистого воздушного фильтра при расходе воздуха 130 м3/ч должно быть 240...280 мм вод. ст. Наливают в поддон фильтра 0,2 л свежего масла, применяемого для двигателя, и окончательно собирают фильтр. При сборке обратить внимание на сохранность уплотнительного кольца и правильную установку клапана с пружиной и стаканом.
Снятие, осмотр и установка воздушного фильтра карбюратора ДААЗ 2101-20. Ослабляют хомут 17 (см. рис. 33, б), отвертывают гайки кронштейна 29 и снимают фильтр. Отвертывают гайки 19, снимают крышку 20, вынимают загрязненный фильтрующий элемент 21 и заменяют его новым, очищают перед этим корпус 23 от пыли.
Фильтрующий элемент заменяют через каждые 10000 км пробега. При постоянной езде по очень запыленным дорогам такую замену делают через каждые 800...1000 км пробега.
Допускается повторное использование фильтрующего элемента после стряхивания пыли и тщательной продувки его изнутри сухим сжатым воздухом (направив поток перпендикулярно плите, на которой установлен фильтр). Запрещается направлять струю воздуха непосредственно на фильтрующую шторку элемента, чтобы не повредить ее. Продувку фильтрующего элемента можно производить, не вынимая его из корпуса, направив поток воздуха через отверстие крышки перпендикулярно стенке.
При сборе воздухоочистителя необходимо обратить внимание на надежность уплотнения патрубков, чтобы избежать подсоса загрязненного воздуха.
Разборка и сборка однокамерного карбюратора (К-133 и К-133А). Разборку карбюратора рекомендуется выполнять в следующей последовательности:
отвернуть пробку 77 топливного фильтра и снять фильтр (см. рис. 28);
отвернуть винты, крепящие крышку поплавковой камеры к корпусу поплавковой камеры, поднять крышку и, осторожно поворачивая ее в сторону расположения жесткой тяги, вывести крышку с поплавком из корпуса поплавковой камеры; одновременно отсоединив тягу от рычага воздушной заслонки;
снять прокладку, вынуть ось 4 (рис. 72) поплавка и снять поплавок. Вынуть иглу 7 клапана вместе с резиновой уплотнительной шайбой 8 и вывернуть седло 6 клапана, .Вывернуть воздушный жиклер 12 (см. рис. 29) холостого хода;
промыть детали в бензине. При наличии обильных смолистых отложений промыть детали ацетоном или растворителем для нитрокрасок. Для чистки жиклеров можно пользоваться заостренной деревянной палочкой, обильно смоченной растворителем. Промытые детали и каналы карбюратора продуть сжатым воздухом. Не рекомендуется промывать топливный клапан ацетоном или другими растворителями во избежание разрушения уплотнительной резиновой шайбы. Совершенно недопустимо пользоваться для чистки жиклеров проволокой, даже мягкой;
проверить поплавок на герметичность. При пайке поплавка необходимо принять соответствующие меры предосторожности во избежание взрыва паров бензина. После пайки масса поплавка должна быть 13,3±0,7 г. Проверить герметичность топливного клапана. При необходимости заменить уплотнительную резиновую шайбу 8 (см. рис. 72) или топливный клапан в сборе.
Рис. 72. Поплавок с топливным клапаном: 1 — поплавок; 2 — язычок для установки уровня; 3 — ограничи-тель хода поплавка; 4 — ось поплавка; 5 — крышка поплавковой камеры: 6 — седло клапана подачи топлива; 7 - игла клапана подачи топлива; 8 — уплотнительная резиновая шайба
Собирают крышку поплавковой камеры в последовательности, обратной разборке, при этом:
воздушный жиклер холостого хода необходимо завертывать без больших усилий, проверив сохранность фибровой прокладки;
в случае замены деталей поплавкового механизма или, если в эксплуатации наблюдались переливы карбюратора, следует проверить правильность положения поплавка относительно топливного клапана. Это положение определяет уровень топлива в поплавковой камере. Предварительно устанавливают размер 39 мм подгибанием язычка 2 (см. рис. 72). Одновременно с этим необходимо путем подгибания ограничителя 3 хода поплавка установить ход иглы клапана подачи топлива 1,2...1,5 мм. При этом не допускается нажатие поплавком на иглу клапана при регулировке уровня топлива в поплавковой камере во избежание повреждения уплотнительной резиновой шайбы;
зазор по окружности между воздушной заслонкой и корпусом крышки не должен превышать 0,25 мм. Далее следует:
отвернуть винты 40 (см. рис. 29) и снять микровыключатель 39; отсоединить корпус смесительной камеры и одновременно, нажимая на планку привода ускорительного насоса, снять серьгу штока привода, связывающую шток с рычагом оси дроссельной заслонки, отвернуть топливоподводящий винт 4 и снять распылитель 3 ускорительного насоса;
вынуть шток 33 привода ускорительного насоса вместе с планкой и поршнем и снять возвратную пружину штока. Вынуть из колодца ускорительного насоса предохранительное кольцо обратного клапана (пользуясь пинцетом) и, переворачивая корпус поплавковой камеры, удалить обратный клапан 30 (шарик d=4 мм); вывернуть пробки 13 (см. рис. 28) топливного жиклера холостого хода и воздушного жиклера 16 главной дозирующей системы, после чего вывернуть жиклеры. Выворачивая жиклеры, следует пользоваться аккуратно заправленными отвертками, чтобы не повредить шлицы;
вывернуть пробку 8 и вынуть эмульсионную трубку 9 (см. рис. 29), вывернуть клапан 31 механического экономайзера и снять фибровую шайбу;
вывернуть из корпуса смесительной камеры регулировочный винт 19, отвернуть винты, снять экономайзер 23 принудительного холостого хода (ЭПХХ) и вынуть распылитель 25 автономной сис-темы холостого хода. Проверить острие регулировочного винта 19 АСХХ и конусной поверхности отверстия, конусные поверхности клапана 24 системы экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) и распылителя 25 АСХХ, плотность посадки распылителя 25 в смесительной камере 28, состояние диафрагмы клапана 24 АПХХ. Заменить пришедшие в негодность детали;
проверить затяжку винтов крепления дроссельной заслонки к оси. Проверить прилегание дроссельной заслонки к корпусу смесительной камеры; зазор по контуру не должен превышать 0,06 мм. Тщательно промыть и продуть все детали. Проверить, легко ли перемещается в цилиндре поршень ускорительного насоса. Он должен двигаться в цилиндре без заеданий;
проверить герметичность нагнетательного клапана ускорительного насоса и клапана механического экономайзера (в случае повышенного расхода бензина), осмотреть уплотнительные прокладки: поврежденные прокладки заменить новыми.
Собирают корпус поплавковой камеры с корпусом смесительной камеры в последовательности, обратной разборке, при этом необходимо:
жиклеры завертывать без больших усилий;
обеспечить надежность уплотнения во всех местах установки прокладок;
проверить при полностью открытой дроссельной заслонке зазор между регулировочными гайками; для штока привода экономайзера он должен быть 4,5...5,5 мм, а для штока привода поршня ускорительного насоса—1,5...2,5 мм. Зафиксировать положение регулировочных гаек обжатием;
установить (см. рис. 29) распылитель 3 и завернуть топливоподводящий винт 4,
установить собранную крышку поплавковой камеры, подсоединив тягу;
Рис. 73. Приспособление для проверки уровня топлива в поплавковой камере карбюраторов К-133 и К-133А: 1 — масштабная линейка; 2 — стеклянная трубочка; 3 — штуцер; 4 — прокладка; 5 — карбюратор
проверить подачу топлива ускорительным насосом, которая должна быть не менее 6 см3 за 10 рабочих ходов поршня, взаимное расположение воздушной и дроссельной заслонок;
установить нижний упор рычага дроссельной заслонки так, чтобы дроссельная заслонка была полностью закрыта, но не клинила, а верхний упор так, чтобы плоскость дроссельной заслонки была параллельна оси отверстия диаметром 32 мм смесительной камеры. При полностью закрытой воздушной заслонке зазор между стенкой смесительной камеры и дроссельной заслонкой должен быть 1,6...1,8 мм (при необходимости устанавливается подгибанием тяги);
установить микровыключатель 39 так, чтобы его толкатель при полностью закрытой дроссельной заслонке был утоплен оычагом 41
привода микровыключателя (микровыключатель разомкнут), при этом прослушивается характерный щелчок, при открытии дроссельной заслонки рычаг 41 опускается на 3...4 мм, толкатель микровыключателя отводится пружиной, и микровыключатель замыкается;
проверить уровень топлива в поплавковой камере на стенде. Уровень топлива в поплавковой камере при избыточном давлении 0,3 кгс/см2 для бензина с плотностью 0,720...0,750 г/см3 должен быть 21...23,5 мм от верхней плоскости поплавковой камеры.
При отсутствии стенда эту проверку с меньшей точностью можно выполнить на двигателе, для чего изготовляют штуцер со стеклянной трубкой (рис. 73). Необходимо отвернуть пробку главного жиклера и на ее место завернуть штуцер так, чтобы стеклянная трубка стала вертикально, затем рычагом ручной подкачки топливного насоса. Заполнить поплавковую камеру топливом. Металлической линейкой замеряют расстояние от верхней плоскости поплавковой камеры до уровня топлива в поплавковой камере (до нижней части мениска). При установке карбюратора следует обратить внимание на целостность прокладок. После установки требуется отрегулировать карбюратор при работе двигателя в режиме холостого хода.
Проверка электромагнитного клапана. Герметичность электромагнитного клапана следует проверять подачей воздуха под давлением 0,9...0,85 кгс/см2 в боковой штуцер, при этом вентиляционный штуцер закрыть.
При подаче разрежения 0,85 кгс/см2 в вертикальный штуцер электромагнитный клапан должен открываться с подключением напряжения 12 В и закрываться со снятием напряжения. Если напряжение подключается при неработаюшем двигателе, то должен прослушиваться характерный щелчок.
У двигателя, работающего на холостом ходу, клапан проверяют, отсоединяя провод, при этом двигатель должен останавливаться.
Проверка электронного блока управления. У электронного блока управления два граничных предела. При возрастании частоты вращения коленчатого вала двигателя более 1500...1800 об/мин происходит отключение положительного потенциала на клемме 1 (см. рис. 29), при убывании частоты ниже 1500 об/мин на клемме 1 появляется положительный потенциал.
Таким образом проверяется работоспособность блока, причем обязательно перед этим нужно снять провода на микровыключателе 39. Отсутствие положительного потенциала на клемме 1 (при наличии положительного потенциала на клемме 2) сигнализирует о неисправности блока и необходимости его замены.
В случае отказа системы экономайзера принудительного холостого хода нужно обесточить систему и соединить штуцера 3 и 6 (см. рис. 28) гибким шлангом, при этом карбюратор будет работать по общепринятой схеме, без электромагнитного клапана 21 (см. рис. 29) электронного блока управления 35 и микровыключателя 39.
Регулировка карбюратора при работе двигателя в режиме холостого хода. Экономичная работа двигателя в большей степени зависит от правильной регулировки карбюратора при работе на малых частотах вращения коленчатого вала на холостом коду.
Эту регулировку проводят при полностью прогретом двигателе. Температура масла должна быть не менее 60...70° С.
Регулировку карбюраторов К-133 и К-133А не-обходимо выполнять в следующей последовательности:
на неработающем двигателе завернуть винт 7 (см. рис. 28) эксплуатационной регулировки и винт 2 до отказа, однако не туго, с тем, чтобы не повредить их рабочие конусы. После этого отвернуть винты на 2,5...3 оборота;
пустить двигатель и вращением винта 2 установить частоту вращения коленчатого вала 950...1050 об/мин;
далее завертывать винт 7, при этом частота вращения коленчатого вала двигателя сначала будет возрастать, а затем при дальнейшем ввертывании винта произойдет обеднение смеси и двигатель начнет работать с перебоями с одновременным уменьшением частоты вращения коленчатого вала двигателя. В этот момент нужно несколько отвернуть винт 7 и добиться устойчивой работы двигателя.
Подобранную регулировку необходимо проверить на переменных режимах — резко нажать на педаль привода дроссельной заслонки и быстро отпустить ее. При этом частота вращения коленчатого вала должна плавно без провалов и перебоев увеличиться, а при резком отпускании педали уменьшиться до минимальной и устойчивой, двигатель при этом не должен останавливаться. В случае если двигатель остановился, выворачивая винт 7, следует несколько увеличить частоту вращения.
Проверка выброса вредных веществ с отработавшими газами в атмосферу производится после регулировки частоты вращения холостого хода на прогретом двигателе (температура масла 60...70°С).
Для проверки необходима специальная аппаратура — газоанализатор с погрешностью не более ±2,5%. Проверка производится согласно ГОСТ 17.2.2.03—87 на двух режимах: при частоте вращения холостого хода и 2550...2650 об/мин.
Если выброс вредных веществ не превышает допустимых пределов, винт токсичности 2 (см. рис. 28) карбюраторов К-133 и К-133А нужно закрасить красной краской. При выбросе вредных веществ выше допустимых пределов необходимо отрегулировать частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу и после этого проверить выброс вредных веществ.
Если дополнительной регулировкой выброс вредных веществ снизить не удалось, карбюратор необходимо заменить и произвести проверку выброса вредных веществ; при получении неудовлетворительных результатов произвести диагностирование двигателя, определение и устранение обнаруженных неисправностей.
Снятие и установка карбюратора ДААЗ 2101-20. Для снятия карбюратора ослабляют хомуты и снимают шланг системы вентиляции картера. Отвертывают четыре гайки крепления отводящего патрубка, ослабляют хомут, снимают патрубок с прокладкой, а с патрубка карбюратора — шланг подвода топлива и закрывают шланг пробкой, чтобы не допустить утечки бензина.
Отсоединяют от карбюратора трос привода воздушной заслонки и от рычага привода дроссельной заслонки тягу и возвратную пружину, отвертывают гайки крепления карбюратора, снимают его вместе с прокладкой и закрывают заглушкой входное отверстие впускного трубопровода.
Устанавливают карбюратор в порядке, обратном снятию. После установки необходимо отрегулировать привод воздушной заслонки и дросселей карбюратора, а также частоту вращения коленчатого вала при холостом ходе двигателя.
Разборка, проверка и сборка карбюратора ДААЗ 2101-20. Карбюратор разбирают на следующие основные узлы: крышку корпуса в сборе с пусковым устройством, поплавком, игольчатым клапаном и фильтром; корпус в сборе с диффузорами и насосом-ускорителем; корпус дроссельных заслонок в сборе с дроссельными заслонками и золотниковым устройством системы вентиляции картера.
Рис. 74. Детали крышки и корпуса дроссельных заслонок карбюратора ДААЗ-2101-20: 1 — регулировочный винт; 2 - крышка; 3, 17, 21, 34 — пружины; 4 — диафрагма; 5 — шток диафрагмы; 6 — корпус пускового устройства; 7 — телескопическая тяга; 8 — ось воздушной заслонки; 9 — воздушная заслонка; 10 — крышка карбюратора; 11 — прокладка; 12 — корпус карбюратора; 13 — ось вторичной дроссельной заслонки; 14 — ось первичной дроссельной заслонки; 15 — дроссельная заслонка; 16 — винт регулировки состава смеси; 18 — штуцер к вакуум-корректору прерывателя-распределителя; 19 — золотник; 20 — упорный винт; 22 — рычаг оси первичной дроссельной заслонки; 23 — рычаг связи с пусковым устройством; 24 — втулка- 25 — рычаг привода вторичной дроссельной заслонки; 26 — рычаг привода заслонок; 27 — стопорная шайба; 28 — пружина возвратная рычага привода вторичной дроссельной заслонки; 29 — тяга пускового устройства; 30 — ры-чаг вторичной дроссельной заслонки; 31 — корпус дроссельных заслонок: 32 — прокладка; 33 — тяга пускового устройства
Перед разборкой необходимо обмыть карбюратор снаружи и продуть сжатым воздухом. Разборку рекомендуется проводить в следующем порядке:
снять пружину 28 (рис. 74) рычага 25 привода дроссельной заслонки вторичной камеры, расшплинтовать и отсоединить от рычага 23 дроссельной заслонки тягу 29, связывающую дроссельную заслонку первичной камеры с пусковым устройством;
вдавив внутренний цилиндр телескопической тяги 7 в наружный, отсоединить ее от рычага управления воздушной заслонкой;
снять крышку карбюратора с прокладкой, стараясь не повредить прокладку и поплавок, после чего отвернуть винты крепления корпуса дроссельных заслонок к корпусу карбюратора и осторожно, без перекоса, разъединить их, стараясь не повредить запрессованные в корпус переходные втулки топливовоздушных каналов карбюратора и гнезда втулок. Осторожно отсоединить от корпуса теплоизоляционную прокладку и удалить ее;
разобрать крышку корпуса карбюратора в следующем порядке: оправкой осторожно вытолкнуть ось 20 (рис. 75) поплавка из стоек (выталкивать в сторону стойки с разрезом) и вынуть ось, снять поплавок 19 и игольчатый клапан 16, прокладку крышки. Вывернуть седло 15 игольчатого клапана, отвернуть пробку 18 и вынуть топливный фильтр 17;
отсоединить (см. рис. 74) от рычага оси 8 воздушной заслонки телескопическую тягу 7 и тягу 33 привода пускового устройства;
снять корпус 6 пускового устройства, воздушную заслонку 9 с оси, а затем вынуть ось из крышки карбюратора. Концы винтов крепления воздушной заслонки раскернены. Чтобы их отвернуть, может потребоваться большое усилие и ось заслонки может деформироваться. Чтобы не допустить деформации оси, под нее рекомендуется ставить какую-нибудь подставку.
После разборки следует промыть детали в бензине, продуть сжатым воздухом и проверить их техническое состояние, которое должно удовлетворять следующим требованиям:
уплотняющиеся поверхности крышки не должны иметь повреждений, в противном случае крышку следует заменить;
поплавок не должен иметь повреждений и каких-либо искажений формы; масса поплавка должна составлять 11...13 г;
седло игольчатого клапана и сам клапан не должен иметь износа на уплотняющих повреждениях; игольчатый клапан должен свободно перемещаться в своем гнезде; шарик игольчатого клапана должен свободно перемещаться и не зависать.
Если при осмотре обнаружатся поврежденные детали, их требуется заменить.
Рис. 75. Детали корпуса карбюратора ДААЗ-2101-20: 1 — винт крепления оболочки троса; 2 — кронштейн; 3 — винт крепления троса; 4 — рычаг привода воздушной заслонки; 5, 25, 32 — пружины; 6 — топливный жиклер переходной системы вторичной камеры; 7 — корпус жиклера; 8 — малый диффузор; 9 — распылитель насоса-ускорителя; 10 — клапанвинт насоса-ускорителя; 11 — клапан; 12 — главный воздушный жиклер вторичной камеры; 13, 22 — эмульсионные трубки вторичной и первичной камер; 14 — главный воздушный жиклер первичной камеры; 15 — седло игольчатого клапана; 16 — игольчатый клапан; 17 — фильтр; 18 — пробка; 19 — поплавок; 20 — ось; 21 — регулировочный винт насоса-ускорителя; 23 — главный топливный жиклер первичной камеры; 24 — главный топливный жиклер вторичной камеры; 26 — диафрагма насоса-ускорителя; 27 — крышка насоса-ускорителя; 28 — корпус жиклера; 29 — топливный жиклер холостого хода: 30 — корпус карбюратора; 31 — винт регулировки открытия дроссельной заслонки; 33 — стопорная пружина; 34 — винт токсичности; 35 — заглушка.
Далее разбирают пусковое устройство, при этом отвертывают (см. рис. 74) три винта крепления крышки 2 устройства, снимают крышку с регулировочным винтом 1, пружиной 3 и диафрагму 4. После разборки все детали пускового устройства очищают, промывают бензином, продувают сжатым воздухом и осматривают — поврежденные заменяют новыми. При разборке корпуса дроссельных заслонок необходимо вывернуть винт 16 регулировки смеси холостого хода, отвернуть винты, крепящие заслонки 15 к осям, и вынуть дроссельные заслонки из осей. Концы винтов крепления дроссельных заслонок раскернены, поэтому при отвертывании винтов, так же, как и при снятии воздушной заслонки, рекомендуется устанавливать подставку под оси дросселей.
Далее отвертывают гайку крепления рычагов на оси дроссельной заслонки первичной камеры, снимают с оси дроссельной заслонки первичной камеры стопорную шайбу, рычаги 26, 25, 23 с шайбами и втулкой 24, а затем поджимную пружину 21 золотника и золотник 19.
Вынимают ось 14 дроссельной заслонки первичной камеры из корпуса 31, отвертывают гайку крепления рычага 30 на оси дроссельной заслонки вторичной камеры, снимают рычаг с шайбой и вынимают ось 13 дроссельной заслонки вторичной камеры.
Очищают детали и промывают их бензином или ацетоном. Каналы и детали золотникового устройства вентиляции картера рекомендуется промыть смесью из 30% монобутила эфиргликоля этиленового и 70% бензина. Осматривают детали, поврежденные заменяют.
Отверстия осей дросселей очищают разверткой, имеющей диаметр, равный номинальному диаметру отверстий (8,020...8,042 мм).
Если отверстия сильно изношены, то необходимо развернуть их до диаметра 8,520...8,542 мм (на 0,5 мм больше номинального) и при сборке установить оси ремонтного размера, увеличенные по диаметру на 0,5 мм.
Корпус карбюратора рекомендуется разбирать в следующей последовательности (см. рис. 75):
вывернуть винт крепления рычага 4 привода воздушной заслонки, снять рычаг, пружину 5, снять крышку 27 насосаускорителя с возвратной пружиной 25;
вывернуть главные воздушные жиклеры 12 и 14, перевернуть корпус и, слегка постукивая по нему, вытряхнуть из колодцев эмульсионные трубки 13 и 22, затем отвернуть корпуса 7 и 28 жиклеров и вынуть их вместе с жиклерами 6 и 29, отвернуть клапанвинт 10 и снять распылитель 9 насоса-ускорителя с прокладками, после чего вывернуть регулировочный винт 21 насоса-ускорителя и винт 31 регулировки открытия дроссельных заслонок и вынуть малые диффузоры 8, вывернуть главные топливные жиклеры 23 и 24 и снять кронштейн 2, на ко-тором крепится оболочка троса управления воздушной заслонкой; снять заглушку 35 и вывернуть винт 34 с пружиной 33.
Корпус карбюратора очищают от грязи и масла. Промывают корпус и его каналы бензином или ацетоном и продувают сжатым воздухом. При необходимости очищают каналы и эмульсионные колодцы специальными развертками. Осматривают уплотняющие поверхности корпуса, при их повреждении корпус следует заменить.
Детали насоса-ускорителя очищают, промывают и продувают сжатым воздухом. Проверяют легкость перемещения шарика в клапаневинте 10 (см. рис. 75) и состояние уплотняющих поверхностей и прокладок. Проверяют легкость перемещения подвижных элементов насоса (рычага, ролика, деталей диафрагмы). Заедания не допускаются. Диафрагма должна быть целой и не иметь деформаций. Даже незначительная деформация диафрагмы влияет на работу насоса. Поврежденные детали заменяют новыми.
Жиклеры и эмульсионные трубки очищают от грязи и смолистых отложений, промывают ацетоном или бензином и продувают сухим сжатым воздухом. Сравнивают жиклеры по пропускной способности с эталонными.
Прочищать жиклеры металлическим инструментом или проволокой, а также протирать жиклеры и другие детали карбюратора ватой, тканью или ветошью не рекомендуется. При сильном засорении жиклеры следует очищать иглой из мягкого дерева, обильно смоченной ацетоном.
Сборка карбюратора осуществляется в последовательности, обратной разработке. При этом поплавок должен свободно вращаться на своей оси, не задевая за стенки камеры, игольчатый клапан должен свободно скользить в своем гнезде, без перекосов, поводок клапана не должен препятствовать движению язычка поплавка.
При установке воздушной заслонки и дроссельных заслонок концы винтов крепления необходимо раскернить, используя подставку, аналогичную той, что применялась при разборке. После сборки узлы карбюратора необходимо отрегулировать.
Регулировка карбюратора ДААЗ 2101-20. Положение дроссельной заслонки вторичной камеры регулируют (см. рис. 31, б) винтом 27. В положении рычага 28, соответствующем полному закрытию дроссельных заслонок, дроссельная заслонка вторичной камеры должна быть слегка приоткрыта. Зазор между дроссельной заслонкой и стенкой камеры в месте выхода каналов переходной системы должен быть не более 0,02...0,03 мм.
В положении рычага 28, при котором выступ сектора 29 со-прикасается с рычагом 31, дроссельная заслонка первичной камеры должна быть приоткрыта на (7±0,25) мм. Этот зазор можно получить подгибанием выступа сектора 29. Обе дроссельные заслонки должны быть полностью открыты, когда рычаг 28 повернут в крайнее положение до упора сектора 29 в специальный прилив на корпусе дроссельных заслонок. Такое положение дроссельных заслонок регулируется подгибанием нижнего выступа сектора 29.
Пусковое устройство регулируют следующим образом (см. рис. 31, б). При повороте рычага 20 против часовой стрелки до упора воздушная заслонка должна быть полностью закрыта, причем в этом положении рычага конец тяги 22 должен находиться в конце паза штока диафрагмы 23 пускового устройства, но при этом не допускается передвигать шток. Это требование выполняется 1 л подгибанием тяги 22. При полностью закрытой воздушной заслонке дроссельная заслонка первичной камеры должна быть прикрыта на 1,2...1,3 мм (расстояние между дроссельной заслонкой и стенкой камеры в месте переходных отверстий системы холостого хода). Этот зазор регулируют подгибанием тяги 35. Полностью закрытая воздушная заслонка должна открываться на (7±0,25) мм штоком диафрагмы 23 пускового устройства при перемещении его вручную вправо до упора. Этот зазор регулируют винтом 24.
Производительность насоса-ускорителя проверяют за 10 полных поворотов (ходов) рычага 28 управления дроссельными заслонками юпливо, вышедшее из распылителя 45 (см. рис. 31, г), за эти 10 ходов собирается в мензурку. Объем его должен быть 5,25...8,75 см3.
Рис. 76. Установка уровня топлива в по-плавковой камере карбюратора ДААЗ 2101-20: 1—крышка карбюратора: 2—седло игольчатого клапана; 3—игольчатый клапан; 4—упор; 5— шарик игольчатого клапана; 6—оттяжная вилка иглы клапана; 7—кронштейн поплавка; 8—язычок; 9—поплавок; 10—прокладка.
Перед началом проверки необходимо сделать 10 пробных ходов рычагом 28 (см. рис. 31, б) для заполнения каналов насоса-ускорителя.
Герметичность игольчатого клапана проверяют на стенде, который обеспечивает подачу топлива к карбюратору под давлением 3 м вод. ст. После установки уровня в контрольной пробирке стенда падение его не допускается в течение 10...15 с. Если уровень топлива в пробирке понижается, то это указывает на утечку топлива через игольчатый клапан.
Установка уровня топлива в поплавковой камере. У карбюраторов ДААЗ 2101-20 проверка уровня топлива в поплавковой камере не предусмотрена.
Необходимый для нормальной работы карбюратора уровень обеспечивается правильной установкой исправных элементов запорного устройства (рис. 76): поплавок в сборе не должен иметь никаких видимых повреждений, масса поплавка должна составлять 11...13 г; расстояние между поплавком и прокладкой 10, прилегающей к крышке карбюратора, должно составлять (6,5±0,25) мм.
Контроль выполняют калибром, крышку корпуса держат вертикально так, чтобы язычок 8 поплавка слегка касался шарика 5 игольчатого клапана 3, не утапливая его: регулировка размера (6,5±0,25) мм осуществляется подгибанием язычка 8, при этом необходимо, чтобы опорная площадка язычка была перпендикулярна оси игольчатого клапана и не имела зазубрин и вмятин; зазор, соответствующий максимальному ходу поплавка, должен составлять (8±0,25) мм. Регулируется он подгибанием упора 4, вилка 6 не должна препятствовать свободному перемещению поплавка. После установки карбюратора необходимо убедиться, что поплавок не задевает за стенки поплавковой камеры.
Правильность установки поплавка следует проверять каждый раз, когда заменяется поплавок или топливный игольчатый клапан; при замене игольчатого клапана необходимо заменить уплотнительную прокладку клапана.
Регулировка частоты вращения коленчатого вала при холостом ходе. К элементам, регулирующим частоту вращения коленчатого вала при холостом ходе двигателя, относятся (см. рис. 30) винт 11 состава смеси и винт 2, ограничивающий открытие дроссельной заслонки. При завертывании винта 11 смесь обедняется, при завертывании винта 2 дроссельная заслонка приоткрывается. На винт 11 напрессовывается ограничительная пластмассовая втулка, позволяющая поворачивать винт только на один оборот. Поэтому перед регулировкой на станции технического обслуживания необходимо, вывертывая винт 11, сломать выступ втулки, вывернуть винт, снять с него втулку и снова завернуть винт в карбюратор. После окончания регулировки напрессовать на винт II новую ограничительную пластмассовую втулку в таком положении, чтобы выступ втулки, касаясь упора в отверстии, не позволял вывертывать винт.
Регулировку холостого хода выполняют на прогретом двигателе (температура масла 60...70° С) с отрегулированными зазорами в механизме газораспределения и с правильно установленным углом опережения зажигания.
Регулировка проводится в следующей последовательности (см. рис. 30):
винтом 11 установить максимальную частоту вращения коленчатого вала при даннном положении дрос-сельной заслонки, а затем винтом 2 установить минимально устойчивую частоту вращения коленчатого вала;
винтом 11 достичь концентрации СО в отработавших газах не более 1,5% при данном положении дроссельной заслонки и винтом 2 восстановить частоту вращения коленчатого вала до 950...1050 об/мин;
установить частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу, равном 0,6 номинальных оборотов (2700...2800 об/мин), и проверить концентрацию СО в отработавших газах, которая должна быть не более 1%, при необходимости достичь концентрации СО винтом 7. После этого еще раз проверить концентрацию СО в отработавших газах при работе на холостом ходу с частотой вращения коленчатого вала 950...1050 об/мин и достичь концентра-ции не более 1,5%;
поставить заглушку 35 (см. рис. 75) в отверстие винта. В случае отсутствия газоанализатора регулировку можно проводить в следующем порядке:
винтом 2 (см. рис. 30) установить минимально устойчивую частоту вращения коленчатого вала, а затем винтом 11 добиться работы двигателя с максимальной частотой вращения коленчатого вала при данном положении дроссельной заслонки;
винтом 2 уменьшить открытие дроссельной заслонки до получения минимально устойчивой частоты вращения и, завертывая винт 11, установить частоту вращения коленчатого вала, при которой двигатель работает с заметными перебоями, а затем отвернуть винт на 30...60° (не более) до достижения устойчивой работы двигателя;
проверить регулировку, резко нажав на педаль управления дроссельной заслонкой и отпустив ее. Двигатель при этом не должен останавливаться.
Снятие и установка приводов карбюратора. Для снятия тяги привода дроссельной заслонки в сборе с тросом и оболочкой необходимо:
отвернуть винт 14 (см. рис. 32) крепления троса к тяге карбюратора и освободить трос;
расшплинтовать палец, отсоединить от педали 3 трос и вынуть его полностью из трубки, проложенной в туннеле пола; отогнуть скобу 18 крепления оболочки к кронштейну двигателя;
отвернуть два болта крепления хомутов топливного бака к полу кузова (предварительно сняв заднее сиденье) и слегка приподнять бак вверх для освобождения оболочек тяг карбюратора;
вынуть из резиновых уплотнителей (на стенках кузова) оболочку.
Установку троса привода дроссельной заслонки осуществляют в обратной последовательности.
Для снятия с автомобиля тяги воздушной заслонки необходимо освободить крепление топливного бака (как описано выше), а затем (см. рис. 32):
отсоединить от карбюратора 13 тягу 12 и оболочку 9, для чего отпустить винты 10 и болт II;
потянуть за кнопку 4 тяги привода воздушной заслонки и полностью вынуть ее из оболочки;
отсоединить и вынуть из туннеля механизм управления коробкой передач (см. подразд. «Механизм управления коробкой пере-дач») и отогнуть скобу крепления оболочки, расположенную в туннеле;
отвернуть два винта 6 крепления кронштейна 5 к туннелю и вынуть из туннеля кронштейн с оболочкой, затем отверткой отделить фиксатор оболочки 7 от кронштейна 6.
Сборку привода управления воздушной заслонкой и ее установку выполняют в обратной последовательности.
Регулировка привода карбюратора. После демонтажа и монтажа приводов к заслонкам карбюратора или установки новых следует провести соответствующую регулировку.
Регулировку привода управления дроссельной заслонкой карбюратора рекомендуется выполнять следующим образом (см. рис. 32): отпустить винт (болт) 14 крепления тяги 17 и при помощи плоскогубцев натянуть конец тяги до тех пор, пока педаль 3 не установится в крайнее верхнее положение; закрепить в таком положении тягу винтом. При правильной регулировке привода дроссельная заслонка карбюратора должна быть полностью прикрыта при отпущенной педали и полностью открыта при нажатой до отказа педали.
Привод воздушной заслонки следует регулировать в следующем порядке: отпустить болт (винт) 11 крепления тяги к шарнирной муфте воздушной заслонки карбюратора и опустить кнопку 4 привода воздушной заслонки в крайнее нижнее положение; не перемещая тяги в оболочке, полностью открыть воздушную заслонку и в таком положении закрепить тягу болтом (винтом) 11. Оболочка 9 тяги должна быть плотно затянута винтом 10, выступание оболочки за кронштейн не допускается.