Узел ступицы задних колес (рис. 54) передает крутящий момент от двигателя на колесо и воспринимает осевые и радиальные нагрузки. Крутящий момент передается через фланец ступице. Тормозной барабан крепится к
ступице болтами.
Осевые и радиальные нагрузки воспринимаются двумя радиально-упорными коническими подшипниками. Они
установлены внутренними обоймами на ступицу, а наружными — в корпус. Корпус и щит тормоза присоединяются
(болтами к рычагу задней подвески.
Для предотвращения проворачивания внутренних обойм подшипников между ними установлена капроновая втулка,
сжатие которой осуществляется путем затяжки регулировочной гайки при регулировке подшипников.
Для удерживания смазки в полости корпуса служат сальники На фланец ступицы установлен маслоотражатель,
предотвращающий попадание смазки на тормозной барабан при течи сальника. Для смазки подшипников консистентной смазкой служит пресс-масленка.
Регулировка подшипников ступиц задних колес
Прежде чем приступить к регулировке подшипников, убедитесь в необходимости их регулировки.
При нормальной регулировке колесо должно вращаться свободно, без заметного люфта.
Люфт проверяется покачиванием колеса в вертикальной плоскости (в поднятом положении). Повышенный люфт указывает на необходимость регулировки подшипников.
Регулировку подшипников выполняйте в следующем порядке:
1. Поднимите автомобиль домкратом, чтобы регулируемое колесо освободилось, и подставьте под кузов подставку.
2. Отверните и выньте болты кардана.
3. Сдвиньте полуось с карданным шарниром в сторону двигателя, чтобы был обеспечен доступ к регулировочной гайке. Для предотвращения выхода полуоси из дифференциала полуось привязать к рычагу подвески.
4. Расшплинтуйте гайку и, убедившись, что ступица вращается свободно, приступите к регулировке.
5. Нажимая на ключ плавно, без рывков, затягивайте гайку до момента исчезновения люфта. При затяжке гайки проворачивайте колесо, чтобы ролики заняли правильное положение в подшипниках, и по мере затяжки гайки проверяйте люфт. Затем проверьте совпадение одной из прорезей гайки с отверстием в ступице.
Если отверстие для шплинта совпало с прорезью в гайке, зашплинтуйте гайку. В случае несовпадения отверните гайку до
совпадения ближайшей прорези и отверстия. Зашплинтуйте гайку и присоедините карданный шарнир.
Уход за ступицами задних колес заключается в своевременной смазке (через каждые 6000 км), регулировке и периодической промывке подшипников.
Смазку производите через масленку, расположенную на корпусе подшипников. Для этого необходимо предварительно снять колпак колеса и тормозной барабан. Шприцевать следует до тех пор, пока из контрольного отверстия на корпусе подшипников с задней стороны щита тормоза не покажется свежая смазка.
Через каждые 12000 км пробега рекомендуется промыть подшипники и внутреннюю полость ступицы и сменить смазку, а также проверить затяжку гаек крепления корпуса подшипников к рычагу подвески.
Рис. 54 Ступица заднего колеса
1 — барабан тормозной, 2 — щит тормоза; 3 — масленка, 4 — корпус подшипников, 5 — фланец ступицы, 6 — гайка регулировочная, 7 — шплинт, 8 — сальник, 9 — подшипник внутренний, 10 — распорная капроновая втулка, 11 — гайка крепления корпуса подшипников, 12 — болт барабана, 13 — сальник, 14 — наружный подшипник, 15 — ступица, 16 — гряземаслоотражатель.