Передняя подвеска — независимого типа, рычажная, смонтирована на передней оси, которая состоит из двух свальных труб, сваренных друг с другом с помощью двух штампованных кронштейнов (рис. 58). Передняя ось шестью болтами крепится к кузову автомобиля. Упругими элементами подвески являются два пластинчатых торсиона, изготовленные из стали 50ХФА. Торцы торсионов обварены. Торсионы от проворачивания удерживаются втулками с квадратными отверстиями, а от долевого перемещения — стопорными болтами с контрящими гайками. Втулки расположены посередине труб и фиксируются путем их заварки. Закрутка торсионов производится двумя коваными рычагами, которые одеты на торсионы и качаются в подшипниках, запрессованных в трубы. Рычаги крепятся к торсионам болтами и стопорными гайками. Концы болтов должны обязательно совпасть с засверленными на торсионах лунками. Для предотвращения вытекания смазки из полости труб между рычагами и трубами установлены резиновые сальники.
Стойка подвески соединена с рычагами пальцами с винтовой канавкой. Крепление пальцев к рычагам производится клеммными зажимами, которые стягиваются болтами и гайками, причем стержень болта входит в винтовую канавку пальца.
Между торцами рычагов и стойками, а также головками пальцев установлены пакеты компенсационных шайб, изготовленных из износостойкой марганцовистой стали. Для предохранения трущихся поверхностей пальцев и шайб от попадания пыли и грязи с наружной стороны в стойку запрессованы колпачки, а с внутренней установлены резиновые кольца. Поворотный кулак колеса соединен шкворнем со стойкой, в которую запрессованы бронзовые втулки. Шкворень соединяется с кулаком штифтом. Нагрузка от веса автомобиля передается на поворотный кулак упорным подшипником, который состоит из стальной и текстолитовой шайб.
Ход колес вверх и вниз ограничивается резиновым буфером К верхним рычагам подвески крепятся гидравлические амортизаторы телескопического типа..
К нижнему концу амортизатора приварено монтажное кольцо, в которое вставлены конические резиновые втулки и распорная стальная втулка. Конические втулки зажимаются через две стальные шайбы болтом, ввернутым в рычаг подвески и контрящимся гайкой.
Верхний конец амортизатора закреплен к брызговику переднего колеса кузова на двух круглых резиновых подушках, расположенных снизу и сверху брызговика.
Затяжка гайки, определяющая степень деформации резины, производится до упора обоймы в торец штока амортизатора. На резьбовом конце штока амортизатора предусмотрена лыска под ключ, необходимая для удержания штока от проворачивания при демонтаже или монтаже амортизатора.
Ввиду того что в начальный период эксплуатации автомобиля происходит осадка и приработка деталей подвески и рулевого управления, следует после пробега первой 1000 км произвести проверку и, если необходимо, регулировку сходимости передних колес и подтяжку деталей подвески.
Рис. 58 Передняя подвеска
1 — рычаг нижний; 2 — рычаг верхний, 3 — болт стяжной клеммы рычага, 4 — шайба упорного подшипника; 5 — штифт шкворня стопорный, 6 — кулак поворотный, 7 — штифт, 8 — шайба упорного подшипника пластмассовая, 9 — чехол защитный, 10 — втулка шкворня, 11 —шкворень, 12 —колпачок грязезащитный, 13 — пакет шайб наружный, 14 — стойка 15— палец 16 — втулка, 17 — пакет шайб внутренний 18 — сальник грязезащитный, 19—амортизатор, 20 — гайка, 21 — чашка верхняя, 22 — шайбы резиновые, 23 — чашка нижняя, 24 — болт крепления рычага к торсиону, 25 контргайка 26 — сальник, 27 — втулка наружная; 28 —втулка внутренняя, 29 — торсион, 30 - болт крепления торсиона
к втулке трубы, 31 — контргайка, 32 — втулка, 33 — трубы подвески, 34 — ограничитель хода рычагов, 35 —втулки проушины амортизатора, 36 —шайба; 37 — болт, 38 — втулка, 39 — контргайка
Регулировка схода колес
В результате естественного износа в шарнирах передней подвески и рулевой трапеции образовываются повышенные люфты, что приводит к нарушению схода колес и неправильному износу шин.
На сход колес влияют в первую очередь повышенные люфты в шарнире маятникового рычага и шарнирах рулевых тяг, а также в пальцах стоек и подшипниках колес.
Для поддержания стабильного схода колес следует систематически проверять состояние шарниров и устранять неисправности путем регулировок или заменой изношенных деталей.
Перед проверкой и регулировкой схода убедитесь в отсутствии повышенных люфтов в шарнирах подвески и рулевой трапеции, а также проверьте регулировку подшипников колес и давление воздуха в шинах.
Установите автомобиль на смотровую яму или эстакаду в положение езды по прямой. При отсутствии ямы или эстакады можно использовать ровную горизонтальную площадку.
Наиболее правильные результаты схода колес можно получить при условии, если расстояние от нижней трубы подвески до опорной плоскости колес равно 254 мм и стяжке колес сзади с усилием 10±0,5 кг. Стяжка колес имитирует движение автомобиля, при котором выбираются все люфты в подвеске и рулевых тягах.
Для проверки схода используются раздвижная линейка с делениями и приспособление для стяжки колес. Линейка для проверки схода не должна иметь упругих элементов.
Приспособление для стяжки колес состоит из пружинного динамометра с пределами измерений от 2 до 20 кг и двух цепочек желательно с мелкими звеньями (рис. 59). На концах цепочек должны быть крючки для зацепа за отбортовку диска колеса.
При отсутствии динамометра можно воспользоваться пружиной, работающей на растяжение, предварительно замерив ее длину при растяжении грузом 10±0,5 кг.
После установки стяжки рекомендуется для выборки зазоров повернуть рулевое колесо вправо на 50—60°, а затем влево до установки колес для прямолинейного движения. Для сохранения стабильного размера 254 мм рекомендуется между нижней трубкой подвески и опорной плоскостью колес установить деревянные или металлические подставки.
Замеры схода производите на высоте 180 мм от плоскости опоры колес, при этом наконечники линейки должны упираться в среднюю часть выступов боковин шин.
Сход колес должен быть такой, чтобы размер А между шинами спереди был на 1—3 мм меньше размера В сзади (рис. 59).
Разность между размерами В — А=1 = 3 мм.
При проверке оптическими приборами угол схода колес должен быть от +8' до +23'.
Рис. 59. Проверка схода передних колес со стяжкой:
1 — крючок; 2 — динамометр. 3 — цепь.
Если разность размеров не соответствует указанным, отпустите стяжные хомуты поперечной тяги (рис. 60) и, вращая тягу, периодически проверяйте сход колес.
После достижения указанной разности размеров затяните гайки болтов стяжных хомутов и еще несколько раз проверьте сход колес.
Развал колес обеспечивается конструктивным выполнением деталей подвески и в эксплуатации не регулируется, но при необходимости может быть проверен.
Перед проверкой угла развала передних колес нужно убедиться, что подшипники ступиц и схождение колес отрегулированы правильно, отсутствуют ненормальные люфты в пальцах стоек, а также давление воздуха в шинах соответствует указаниям инструкции.
Для проверки угла развала колес установите ненагруженный автомобиль на ровном горизонтальном полу. Затем, вывесив на домкрате поочередно передние колеса, проверьте биение ободов (по наружным кромкам закраин) и установите колеса так, чтобы места ободов, имеющих равное биение, находились бы в вертикальной плоскости. Установите колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению и опустите их на пол, при этом нижняя труба подвески должна быть параллельна уровню пола..
Далее установите рядом с колесом угольник (рис. 61) так, чтобы его вертикальная линейка находилась в одной плоскости с осью цапфы..
Угол развала колес определяется по разности размеров Б—А или А—Б между угольником (отвесом) и кромкой обода..
Если разность замеров находится в пределах 6 мм (±1°), то угол развала колеса считается нормальным. Если развал выше указанной величины, то это указывает на повышенный износ втулок шкворней, втулок рычагов или погнутость рычагов подвескии необходимость их замены..
Максимально допустимым люфтом в шкворневом соединении является люфт, соответствующий диаметральному зазору между шкворнем и втулками 0,4 мм..
Люфт шкворней определяется по величине качания нижнего обреза тормозного щита по отношению к стойке.
Максимально допустимое отклонение тормозного щита должно быть не более 0,8 мм..
Регулировать развал с помощью компенсационных шайб стойки запрещается.
Рис. 60 Регулировка схода Рис 61 Проверка угла развала
колес колес
Регулировка зазоров между стойками и рычагами
Периодически следует проверять отсутствие люфта стоек передней подвески.
Люфт может образоваться между рычагами 5 и 7 и стойкой (рис. 62), вследствие износа шайб пакетов А, В, С и Д. Для его устранения необходимо ослабить клеммовые соединения рычагов 5 и 7, отпустив гайки 4. Затем равномерно провернуть пальцы 2 на одинаковый угол до полной затяжки и отпустить не более чем на 1/16 оборота (что соответствует 0,10 мм осевого перемещения пальца).
Поворот пальцев в обратную сторону не должен вызвать люфт, но обеспечить свободное проворачивание стойки на пальцах.
Отсутствие заеданий подвески при нажиме на крыло поочередно левой и правой сторон указывает на правильную регулировку затяжки пальцев.
В случае невозможности дальнейшей подтяжки пальцев и сохранения люфта стойки следует шайбы заменить на новые, а при отсутствии их необходимого количества, добавить по одинаковому числу в пакеты А и С, добившись тем самым восстановления регулировки.
Сборка передней подвески
Перед сборкой необходимо тщательно осмотреть и смазать консистентной смазкой торсионы. Вставьте торсионы в трубы передней оси так, чтобы центровые конусные лунки на торсионах совпали с конусами зажимных болтов труб; затяните болты момен том не менее 10 кгм и законтрите гайками. Затяжку болтов необходимо производить специальным ключом из комплекта шоферского инструмента. Смазав нигролом втулки рычагов подвески и надев на них резиновые защитные сальники, установите рычаги в трубы до совпадения конусных лунок, концов торсионов с резьбовыми отверстиями рычагов, затяните болты моментом не менее 10 кгм и законтрите гайками.
Рис. 62. Рычаги и стойка передней подвески.
1 - стойка, 2 - палец, 3 - втулка, 4 - гайка стяжного болта, 5 - нижний рычаг, 6 - стяжной болт, 7 - верхний рычаг, 8 - сальник грязезащитный, 9 - колпачёк грязезащитный, 10 - сальник. А, Б, С, Д - пакеты регулировочных шайб.
Рис. 63. Приспособление для замера расстояния между торцами рычагов.
1 - верхний рычаг, 2 - линейка, 3 - планка, 4 - болт, 5 - гайка, 6 - нижний рычаг.
Примечание. Ввиду того что буфер препятствует полному надеванию верхних рычагов на торсионы, необходимо после того как конец торсиона войдет на некоторую длину в квадратное отверстие рычага, поднять рычаг вверх (несколько закрутив торсион) и, установив его на место, опустить на буфер.
После окончательной установки и закрепления рычагов на торсионах перед сборкой стойки с рычагами нужно замерить расстояние Б (рис. 62) между торцами верхнего и нижнего рычагов. Замер его можно производить с помощью специального приспособления или же двух линеек, при этом расстояние между отверстиями рычагов должно равняться 132 мм.
Для получения указанного расстояния следует под нижний рычаг подставить домкрат и поднимать его до тех пор, пока размер не будет получен (см. рис. 63), затем с помощью приспособления (см. рис. 63) или двух линеек замерить расстояние Б.
В зависимости от полученного фактического размера Б, который может колебаться от 8 до 12 мм, количество шайб толщиной 0,5 мм, устанавливаемых в пакетах А, В, С и Д, можно определять по таблице и рис. 62.
Пример. Замеренное смещение торцов рычагов составляет 11,3 мм. В этом случае величина смещения округляется до 11,5 мм (округление должно производиться до ближайшей величины в таблице).
Следовательно, регулировочные шайбы устанавливаются, как указано в приведенной таблице:
Несоблюдение указаний по установке шайб может привести к перекосу пальцев и ненормальной работе подвески.
Необходимо учесть, что приведенный пример относится лишь к случаю, когда шайбы устанавливаются новые.
В случае установки шайб, бывших в эксплуатации, их следует подбирать так, чтобы суммарная замеренная толщина пакета шайб, бывших в эксплуатации, соответствовала толщине шайб новых, приведенных в таблице. После того, как пакеты шайб будут подобраны, их следует тщательно смазать нигролом и надеть шайбы пакетов В и Д на пальцы. Затем вставить пальцы в стойку, и надев пакеты А, С, установить пальцы в рычаги, предварительно надев на рычаги резиновые уплотнители. Вставьте в клеммы рычагов стяжные болты и отрегулируйте зазор между стойкой и рычагами. Установите грязезащитные колпачки в стойку.
Помните: После регулировки зазоров между стойкой и рычагами или замены и подбора шайб следует проверить сходимость колес и, при необходимости, отрегулировать.
Уход за передней подвеской заключается в своевременной смазке трущихся деталей, в подтяжке резьбовых соединений, контроле и, при необходимости, регулировке схождения колес.
Смазку передней подвески следует производить нигролом с помощью шприца.
Особенно тщательно необходимо наблюдать за креплением:
1. Труб подвески к кузову (верхние болты подтягивайте изнутри кузова, предварительно сняв обивку передка).
2. Торсионов к рычагам и трубам.
3. Пальцев, соединяющих рычаги и стойку.
Фактическое смещение между торцами верхнего и нижнего рычагов, в мм | Количество шайб | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
верхнего рычага | нижнего рычага | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| внутри А | снаружи В | внутри С | снаружи Д | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 3 | 7 | 7 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8,5 | 4 | 6 | 7 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | 4 | 6 | 6 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9,5 | 5 | 5 | 6 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10,5 | 6 | 4 | 5 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | 6 | 4 | 4 * | 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11,5 | 7 | 3 | 4 | 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | 7 | 3 | 3 | 7 |