Рис. 158. Выключатель зажигания: а — общий вид; б — положение ключа в замке; в — схема работы выключателя зажигания (штрихованные клетки под номерами выводов указывают на то, что эти выводы находятся под напряжением при соответствующем положении ключа); 1 — контактное устройство; 2 — корпус; 3 — запорный стержень; 4 — ключ; 5 — пружина гильзы
Выключатель зажигания служит для включения и выключения тока в первичной цепи системы зажигания, для включения стартера и для включения противоугонного устройства. Выключатель зажигания (рис. 158) имеет четыре положения ключа:
О—выключено, ключ можно вынуть, выводы «30» и «30/1» выключателя зажигания находятся под напряжением:
1 — включена цепь системы зажигания и,, кроме того, цепи реле-регулятора, указателя температуры масла, указателя уровня топлива в баке, контрольные лампы работы генератора и давления масла в двигателе, указателя поворотов, питание стеклоочистителя. Ключ блокирован, выводы «30», «INT», «30/1» и «15» выключателя зажигания находятся под напряжением;
II — включен стартер при пуске двигателя. Ключ блокирован от выпадания из замка, но под действием имеющейся пружины стремится вернуться в положение 1. Для включения стартера ключ необходимо удерживать рукой, отпуская его после пуска двигателя. Выводы «30», «INT», «16», «50», «30/1» и «15» выключателя зажигания находятся под напряжением;
III—включено противоугонное устройство, блокирующее поворот рулевого колеса, ключ можно вынуть. Для включения противоугонного устройства необходимо вынуть ключ и слегка повернуть рулевое колесо в оба направления, пока оно не зафиксируется. Выводы «30», «INT» и «30/1» находятся под напряжением.
Категорически запрещается во время движения выключать зажигание, так как ключ может попасть в положение «стоянка», несколько выйти из гнезда, рулевое колесо зафиксируется и может произойти авария.
Выключатель зажигания устанавливают в гнезде опоры вала рулевого управления и крепят в нем двумя винтами. Снятие и установка выключателя зажигания описаны в подразд. «Рулевое управление».
У выключателя зажигания разбирается только контактное устройство. В случае необходимости разборки выключателя (подгар контактов, поломка пружин контактов и др.) необходимо при помощи лезвия ножа снять стопорную пружину и извлечь из гнезда выключателя зажигания контактное устройство, предварительно сделав пометку в виде риски на корпусе выключателя и на опорном диске контактов. Поврежденные контакты восстанавливают, подгоревшие зачищают стеклянной шкуркой с зернистостью 150...180, затем протирают хлопчатобумажной лентой, смоченной в спирте.
Сборку выполняют в обратной последовательности. При сборке совмещают риски на корпусе и опорном диске контактов.