Компромисс тут лежит, как водится, посредине. Если вы не боитесь того, что окружающие могут заметить вас и ваш автомобиль настолько, что даже БМВ 7-й серии покупаете только мышиного цвета, можно за сумму лежащую в диапазоне от одной до нескольких тысяч у.е. сделать своей машине совершенно индивидуальный и неповторимый тюнинг, а то и практически "построить" машину заново получив то, чего гарантированно не будет ни у кого другого и то что будет увлекать и радовать вас на протяжении нескольких лет. Уважение и помощь соседей по гаражу и дороге вам будут гарантированны даже в том случае, если эти люди окажутся на гораздо более высокой социальной и материальной ступени. Ну, а улыбка женщины и радость вашего ребенка - ведь вещи вообще бесценные! Пыхтящий клопЭта машинка попала ко мне тогда, когда нужно было подготовить ее к участию в Минской выставке "Моторшоу-Экотика". Обычный, по документам ЗАЗ-965, 1965-го года выпуска был практически неузнаваем. Когда я заезжал на нем во двор, дети опаздывали в школу, а соседские мужики уважительно цокали языками: "крутую иномарку отхватил"! А моим словам о том, что в этой "украиномарке" нет ни одной западной детали, кроме свечей, руля и зеркала заднего вида, верить отказывались. Ничего удивительного. Кожаный салон, сделанный из этого же материала откидной тент, широченные, объемистые колеса, на кованых дисках, серьезный, не "запоровский" звук мотора, качественная, редкая на "советских" машинах, окраска. За свой пухловатый экстерьер, характерный звук мотора и несвойственную "Запорожцам" цепкую устойчивость и напористую стремительность этот автомобиль тут же получил в Белорусском клубе "Запорожець-ретро", прозвище-позывной - "Пыхтящий клоп". Каждая поездка на пару с "клопом" превращалась в веселое приключение, а декабрьская съемка в передаче "Автопанорама" стала нешуточным экстримом. Все-таки задуманная как прогулочно- пляжный кабриолет машина не слишком то приспособлена для зимних приключений. Да и в видеосъемке на заснеженном пляже замерзшего озера, было нечто футуристическое. Однако даже здесь желтая машинка смотрелась весело, всем своим задорным солнечным видом напоминая: "скоро ведь лето!". Все в точности как в 1965-м… только лучше.С известным в Беларуси и далеко за ее пределами конструктором вездеходной техники и полярным путешественником Виктором Радкевичем я познакомился заочно достаточно давно, в конце восьмидесятых, на одном из слетов самодеятельных конструкторов вездеходов на пневматиках сверхнизкого давления. Уже тогда, в Ярославле я отметил машину земляка, которая выгодно отличалась от прочего "самопала" солидностью подхода, качеством отделки и комфортом, а так же рядом нетривиальных технических решений. Постепенно это увлечение превратилось в профессию и сейчас, Виктор - конструктор и главный инженер небольшого завода, который производит шестиколесные вездеходные машины под заказ и для нужд МЧС. Но на одном из этапов своего творческого пути, Радкевич увлекся "Горбатыми Запорожцами", машинами, на которые почему-то чешутся руки у всех, кто хоть чуть-чуть способен ремонтировать машину самостоятельно и кого не устраивает стандартность ординарного автомобиля. Первый его Запорожец ярко-красного цвета, с двигателем "Гольф", на "нормальных" литых колесах, наделал много шума и породил настоящий бум среди поселковых парней из-за которого, к сожалению, погибло немало "Горбатых". Но и серьезные люди способны оценить воплощение веселой фантазии. Один из минских предпринимателей заказал Виктору тюнинг ЗАЗ-965. Эта работа должна была стать неожиданным сюрпризом родственнику на большой юбилей. Отец заказчика, в молодости, довольно продолжительное время ездил на Запорожце. Вот его то, только избавленного от большинства "фирменных" недостатков он и получил в подарок. Этакая машина времени, своеобразный обратный билет в юность. Техническое задание было сформулировано предельно просто: "Все как тогда, только круче!" Это и определило стиль исполнения машины, который можно определить как ретро-тюнинг. А необходимость построить подарок, то есть машину необычную и нетривиальную, привела к решению строить прогулочный кабриолет ярко-желтого цвета с полностью открывающейся крышей. И работа закипела. Несмотря на всю внешнюю скромность и простоту машины, для полного и качественного воплощения замысла потребовался труд двух мастеров "от темнадцати до темнадцати" на протяжении восьми месяцев и солидные, по белорусским меркам, денежные средства. Стоит заметить, что того массива информации, которая доступна по переделкам ЗАЗ сегодня, тогда в 1998-м еще не было и все нужно было придумывать наново. Изящество простых решений.Необходимость обеспечить прочность кузова с ослабленной крышей и мотором повышенной мощности привела к решению собирать кузов заново с использованием новых и кондиционных старых кузовных деталей. О качестве этой работы красноречиво говорит тот факт, что и сейчас, через 5 лет, на машине полностью отсутствует коррозия. Крыша была аккуратно вырезана по периметру, усилена ввариванием тонкостенной металлической трубы, которая была замаскирована заворотом по окружности свободной кромки края крыши. Закрывающийся кожаный тент - гордость создателей. Над ним думали достаточно долго, а сделали блестяще и просто. Тент закреплен передней кромкой за металлическую рамку установленную посредине крыши и поворачивающуюся всего по одной оси. Впереди тент запирается вручную винтовым замком, а герметизация боковых кромок достигается натяжением пропущенным внутри тента металлического тросика. Больше никакого уплотнения нет, но даже в сильный ливень крыша не протекает. Величина открытия крыши на 50, либо 100% регулируется вручную. Требование "чистоты жанра" предопределило и выбор двигателя. Ставить двигатель МеМЗ-968 в 40 лошадок (что делают многие) не хотелось. Не затем "кровь проливали". ВАЗовские моторы для "Горбатого" слишком тяжелы. Остановились на "Таврии" Все-таки почти в два раза мощнее "родного", водяное охлаждение опять же. Но при этом это тоже МеМЗ, продукция завода который от века строил моторы для "Запорожцев". При установке мотора в тесный моторный отсек ЗАЗ-965 пришлось поколдовать, но справились, мало того состыковали двигатель с "родной" КПП, а его электронную систему зажигания со стандартной системой электрооборудования. Даже замок зажигания и приборную панель менять не пришлось, а указатель температуры масла показывает теперь температуру охлаждающей жидкости. Правда, для того чтобы обеспечить надежность приводов задних колес, из КПП пришлось удалить первую передачу, но крутящего момента на 50% более тяговитого мотора, в принципе хватает. Забытый с эпохи гегемонии "Побед" алгоритм управления двигателем: тронуться - разогнаться - ехать, со временем начинает даже нравится и вполне подходит для степенной прогулочной езды. К слову, максимальная скорость автомобиля несмотря на менее скоростную, по сравнению с донором мотора - главную передачу, упала незначительно и достигает 140км/час. И на светофоре автомобиль не последний, хоть и создавался не для уличных гонок. Для того чтобы сохранить аутентичность настоящего "Запора" пришлось конструкторам поколдовать и над выхлопной системой. "Узнаваемость" звучания мотора обеспечивает глушитель ЗАЗ-968, правда избавленный от характерных скандально-высоких и трескучих нот. Работа по экстерьеру "кабрика" началась с выбора "колес". Искали их долго. Однако кованые диски с дизайном спиц под старину оказались вполне к месту и вкупе с достаточно редкими покрышками 205/65-13 весьма и весьма гармонично вписались в объемный облик автомобиля. Наверное, если бы наша страна шла по нормальному рыночному пути развития, именно так могли бы выглядеть в шестидесятые эти машины, доработанные в небольших доводочных фирмах. Другим определяющим дизайн элементом оказалась имплантация передней подвески ЗАЗ-968 (Снова чистота жанра - никаких "МАКФЕРСОНов"!). Под расширенную переднюю колею пришлось расширять и колесные арки. Спереди их выстучали и вытянули в стороны, а недостающий металл и прочность были компенсированы наваркой тонкой трубы. Сзади, увеличение арок делалось одновременно с организацией солидных воздухозаборников, как на дорогих спорткарах. Видели б этот технологический "шедевр" итальянцы из Маранелло! Сверху основных крыльев просто-напросто наварили крылья подходящей формы и объема от одной из иномарок. Зато вид какой! И воздуха заднему радиатору вполне хватает до 80-90% максимальной нагрузки. В экстремальных случаях в работу включается маленький передний, занявший штатное место запаски. Серьезная проблема, которая мучает каждого начинающего "тюнера" - это установка на Запорожец полноценных дисков колес и исправление классической косолапости задней подвески. Примененные решения, как и все на этой машине тоже оказались простыми и остроумными. Замена деталей на чужеродные снова не проводилось. На стандартные тормозные барабаны (сзади ЗАЗ-965, впереди ЗАЗ-968) навинчены переходные "план-шайбы" которые и примиряют разные стандарты крепления колес Запорожца и машин всего остального мира. Исправление положительного развала задних колес было сделано еще проще. Стандартный косой треугольный рычаг подвески получил расположенное продольно ответвление, которое выглядывая внутрь колесной арки, соединяется с кузовом через жигулевский амортизатор. И все! И колеса стоят прямо и не гуляют на вираже и дополнительный вес движка компенсирован. Машина стала очень устойчивой в поворотах, а легкий руль и небольшая избыточная поворачиваемость ("обгоню я даже Опель, у меня моторчик в попе!") делает управление машиной простым и удобным. Интерьер практически не претерпел изменений. Отреставрированные сиденья и панели обтянутые светло-коричневой кожей, да подобранный в цвет кузова и сидений ковролин, плюс звукоизоляция и удобный руль - вот и все отличия машины от оригинала внутри. Черная пластмасса ручек и переключателей и приборки с поздних вариантов ЗАЗ-965А очень хорошо гармонирует с цветом кузова. Кто выбрал этот яркий и вызывающий цвет - такси, теперь за давностью времен установить невозможно. Но красили машину не в пример тщательнее, чем это делают в минских таксопарках. Так что если выехать вечерком "побомбить" отбоя от пассажиров не будет! Боюсь только "профессионалы" эту наглую выходку могут воспринять чересчур серьезно… Не хватает, ох не хватает машине, которая 80% пробега должна совершать без крыши - хорошего звука, да купольной охранной системы, но это, при желании хозяина дело вполне поправимое. Проспект запрудили полчища "Горбатых".ЗАЗ-965 явно переживает сегодня второе рождение, не уступая в популярности на просторах СНГ таким фаворитам массового клубного движения как ГАЗ-21, "Победа" и "Фольксваген-Жук".На западной Украине - "Горбатый" вообще один из пропагандистских столпов программы национального возрождения. Появление нескольких машин этой модели вместе, отличное шоу для окружающих - гарантированный "гвоздь" любого события. Вневременной дизайн автомобиля здорово вписывается в каноны ходового сегодня стиля "Нью Эйдж" и моды на 60-е. Нужен, ох как нужен современный ремейк этого бестселлера. Подобные вещи уже давно делаются тонко чувствующими коньюктуру западными производителями. Современные варианты автомобилей-легенд, таких как "Форд-Мустанг", "Ровер-Мини", "Фольксваген-Битл", и "Ситроен-2CV", строятся на потоке и отлично продаются. Но прозвучавшая с полгода назад новость о разработке на заводе "Коммунар" "Горбатого-II", видимо так и осталась газетной уткой. Где уж там предприятию "подсевшему на иглу" крупноузловой сборки старых Жигулей, ДЭУ и даже "Мерседесов"(!) думать о создании собственного Брэнда! Но и старые "Запорожцы" - великолепные по замыслу автомобили, репутация которых была испорчена безобразным производственным воплощением, попав в хорошие руки вполне способны постоять за свою честь, о чем свидетельствуют машины принадлежащие членам многочисленных клубов любителей этого автомобиля. Вот и наш "герой", обретя нового хозяина, еще послужит на радость людям и наконец то принесет в этот город жаркое солнечное лето! Олег ПАНКРАТОВ
© "Запорожець-ретро" | |
|