Рис. 171. Крепление двери к кузову: 1 — дверь; 2 — винт крепления ограничителя двери; 3 — уплотнитель двери внутренний; 4 — пружина рычага ограничителя; 5 — фиксатор; 6 — упор резиновый; 7 — уплотнитель двери наружный; 8 — болт крепления петли на двери; 9 — пластина; 10, 13— петли; 11 — пластина; 12 — гайка крепления петли к кузову; 14 — кузов
Устройство. Двери кузова — двухпанельные, штампованные из листовой стали. Дверь имеет снизу щели, служащие для стока воды, которая попадает во внутреннее пространство двери через неплотности желобов стекол. Щели дверей необходимо периодически очищать. Внутри двери смонтированы дверной замок и стеклоподъемник с ручками управления, выведенными на внутреннюю панель двери, а также установлены поворотное и опускное стекла с уплотнителями.
Дверь навешена на двух петлях (рис. 171), крепящихся к стойке кузова гайками, а к двери — болтами. Открывание двери ограничивается ограничителем, являющимся одновременно фиксатором для удержания двери в открытом положении. Регулировка дверей осуществляется на заводе. В закрытом положении дверь удерживается от провисания и вибраций фиксатором, установленными на двери, и защелкой, закрепленной двумя винтами к стойке кузова. Чтобы дверь во время движения не подпрыгивала, фиксатор зажимается в защелке подвижным пластмассовым сухарем.
Рис. 172. Снятие ручки привода стеклоподъемника: 1 — приспособление (вилка); 2 — розетка; 3 — ручка; 4 — стопорная пружина
Запирание двери осуществляется ротором, выполненным в виде шестерни с шестью зубьями, которая при закрытии двери, вращаясь, перекатывается по зубчатой рейке защелки, а от проворачивания в обратную сторону ротор фиксируется храповиком, удерживая дверь в запертом положении. Замок и защелка двери имеют устройство, предотвращающее самооткрывание двери при авариях. Для удобства установки внутрь двери стеклоподъемника и замка внутренняя панель двери имеет монтажные окна. К внутренней панели прикреплена обивка, удерживаемая в верхней и нижней частях отгибными держателями, с боков — пластмассовыми пистонами.
Снятие и навеска дверей. Снимать дверь с кузова нежелательно и делать это следует в случае крайней необходимости (при значительных повреждениях самих дверей или при одновременной деформации боковины кузова и двери), когда повреждения невозможно устранить при навешенной двери
Большинство мелких повреждений дверей и дверных проемов кузова удобнее устранять, когда дверь остается на кузове, так как при этом облегчается доступ к местам повреждений внутри двери и подгонка двери по дверному проему. Если же возникла необходимость снятия двери, то для облегчения предстоящей навески ее после ремонта выгоднее вывернуть болты крепления петель к двери, а положение петель на стойке кузова оставить без изменения.
Следует учесть, что навеска и регулировка двери довольно трудоемкая операция и требует от исполнителя определенного навыка.
Рис. 173. Положение замка и защелки при закрытии двери: 1 — шип замка: 2 — стойка боковины; 3 — сухарь; 4 — защелка; 5 — винт крепления защелки; 6 — ротор замка; а, б — полки шипа замка и защелки
Порядок операций при снятии двери следующий:
снять подлокотник, ручку 3 (рис. 172) стеклоподъемника, отжав розетку 2 ручки, и при помощи приспособления 1 вынуть пружинную скобу 4. Снять облицовку ручки внутреннего привода замка, поддевая облицовку отверткой. Снять обивку двери, преодолевая усилие пластмассовых пистонов;
открыть (распахнуть) дверь до упора и отвернуть полностью болты крепления нижней и верхней петель к двери, обязательно оставив завернутым один болт вверху. Затем, поддерживая дверь коленом ноги, вывернуть последний болт и осторожно, следя за тем, чтобы не повредить окраску, отделить от кузова;
отвернуть гайки крепления петель к стойке кузова (находятся под крылом задней части), снять с кузова петли.
Установку двери выполняют в обратной последовательности, учитывая следующие указания: закрепить петли к стойке кузова, стараясь, чтобы винты расположились в средней части овальных отверстий; закрепить дверь болтами к петлям так, чтобы при закрытом положении был обеспечен равномерный зазор в проеме боковины кузова.
Регулировка дверей. Регулировку выполняют в случаях, когда дверь была полностью снята и вновь навешена или если в процессе эксплуатации ослабло крепление петель и дверь просела.
Перед регулировкой навески двери ослабляют винты крепления защелки замка или совсем снимают ее. Затем, ослабив затяжку болтов верхних и нижних петель на дверях, перемещают дверь в таком направлении, чтобы она заняла правильное положение в проеме боковины. Отверстия для крепления петель к двери выполнены (на дверном проеме) увеличенными, за счет чего дверь в проеме боковины можно перемещать вверх, вниз, вперед и назад. Когда правильное положение двери найдено, плотно закрепляют петли к двери, но не до отказа.
Если дверь по всему проему имеет равномерный зазор, но в верхней или в нижней части утоплена внутрь кузова или значительно выступает наружу, следует провести дополнительную регулировку, ослабить гайки крепления петель к стойке кузова и установить дверь в проеме так, чтобы она была в одной плоскости с боковиной кузова, т. е. не имела выступания или западания внутрь кузова.
Отверстия на стойке кузова так же, как и на панели двери, увеличенные, за счет чего можно перемещать дверь внутрь, наружу, вверх и вниз. После установки правильного положения болты затягивают, но не до отказа, и приступают к установке (если она была снята) и регулировке защелки замка (рис. 173).
Защелка 4 замка крепится двумя винтами 5 к стойке 2 боковины кузова, упроченной в этом месте усилителем. Винты ввертываются в «плавающую» планку, помещенную в обойму, и свободно проходят через отверстия в усилителе и боковине. Для фиксации защелки обращенная к усилителю поверхность планки снабжена насечкой. Кроме основного назначения — замыкания ротора 6 с замком, защелка выполняет функцию дополнительной опоры двери.
В момент закрытия двери при правильном ее положении шип 1 замка должен плавно входить на полку защелки 4 без удара и подъема двери вверх. Надлежащий натяг двери, т. е. ее прижим к проему кузова, обеспечивается регулировкой положения защелки замка на боковине.
Для регулировки необходимо ослабить затяжку винтов защелки настолько, чтобы она могла свободно перемещаться, но не теряла своего положения после перемещения ее шипом двери. Плавно, но плотно прикрыть дверь, чтобы дать защелке самоустановиться относительно шипа и ротора замка двери. При необходимости указанную операцию выполняют несколько раз.
Затем, не отпуская кнопку и стараясь не сместить защелку, открывают дверь и большой отверткой плотно, но не окончательно затягивают винты, предварительно установив под головки винтов конические зубчатые шайбы. После установки защелки в указанном положении выполняют окончательную регулировку на четкость запирания и плотность прикрытия двери, перемещая при этом защелку только в продольном направлении.
Дверь, правильно установленная в проеме боковины кузова, должна закрываться от толчка рукой. При этом резиновые губчатые уплотнители двери деформируются настолько, что полностью герметизируют проем и предохраняют кузов от проникновения в него пыли и влаги. Поэтому окончательно проверить правильность регулировки навески следует по плотности прилегания уплотнителей двери к проему боковины путем зажима бумажной ленты шириной 30 мм между дверью и проемом или по отпечатку на кузове, для чего необходимо натереть уплотнитель мелом. При хорошей подгонке дверей меловой отпечаток уплотнителя на боковине кузова не должен иметь разрывов.
Убедившись в правильной установке двери, четком и плотном ее закреплении, необходимо окончательно затянуть болты и гайки крепления петель, винты защелки, смазать полки а и б, сухарь 3 и направляющий стержень сухаря защелки, установить наместо обивку и ручки.