Двигатели МеМЗ-968Э, МеМЗ-968ГЭ, МеМЗ-968БЭ карбюраторные, четырехтактные верхнеклапанные, V-образные с рабочим объемом 1197 см3, с уравновешивающим механизмом имеют четыре отдельных цилиндра, укрепленных на картере попарно под углом 90° (рис. 3).
Охлаждение двигателя воздушное, от осевого вентилятора, расположенного в развале цилиндров.
Для всех трех двигателей базовой моделью является двигатель МеМЗ-968Э (41 л. с.). Двигатель МеМЗ — 968ГЭ (45 л. с.) отличается от базового двигателя установкой новой конструкции двухкамерного карбюратора типа ДААЗ 2101-20, а также новым выпускным патрубком. Двигатель МеМЗ-968БЭ (50 л. с.) отличается теми же элементами, что и двигатель 45 л. с. и дополнительной конструкцией новых головок цилиндров с уменьшенным объемом камер сгорания.
Для двигателя мощностью 41 и 45 л. с. применяется бензин А-76, а для двигателя 50 л. с. — АИ-93. Двигатели МеМЗ-Д68Э и МеМЗ-968ГЭ имеют степень сжатия 7,2, а для МеМЗ-968БЭ — 8,4.
Цилиндры и головки цилиндров двигателя имеют оребренную поверхность для увеличения площади охлаждения.
Компоновка двигателя отличается простотой и удобством обслуживания. Все узлы двигателя, требующие регулировки или ухода, установлены в легкодоступных местах.
Однокамерный карбюратор обеспечивает высокую приемистость, экономичность, уверенный
пуск и равномерную работу двигателя сразу же после пуска. При нормально заряженной аккумуляторной батарее, правильной регулировке системы зажигания и применении зимнего масла двигатель без подогрева пускается от стартера с первой-второй попытки при температуре окружающей среды до -15°С.
Смазочная система двигателя имеет полнопоточный механический центробежный маслоочиститель, через который проходит все масло двигателя. Масло для двигателя имеет комплекс присадок, обеспечивающих хорошие смазывающие свойства, стойкость против окисления и возможность работы в широком диапазоне температур.
Нумерация цилиндров ведется от вентилятора: с левой стороны первый и второй, с правой — третий и четвертый. Порядок работы цилиндров 1-3-4-2.
Техническая характеристика
Модели МеМЗ-968Э, МеМЗ-968ГЭ, МеМЗ-968БЭ
Тип | Четырехконтактный, карбюраторный с верхним расположением клапанов, воздушного охлаждения Число и расположение цилиндров 4 (V-образное) |
Диаметр цилиндра, мм | 76 |
Рабочий объем цилиндров, л | 1,197 |
Степень сжатия (номинальная) | 7,2 - 8,4 |
Мощность номинальная, | 41 л. с 45 - 50 |
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, об/мин | 4400 - 4500 |
Крутящий момент максимальный (при об/мин), кгс-м | 7,8 (3500) - 8,3 (3600) |
Минимальная частота вращения коленчатого вала при работе на холостом ходу, об/мин.. | 1000 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Удельный расход топлива (минимальный), г/л-с-ч | 260 - 245 - 238 |
Силовой агрегат представляет собой компактную конструкцию и крепится к автомобилю на трех опорах (рис. 4). Передняя опора представляет собой сварную фигурную поперечину, прикрепленную к картеру сцепления.
Поперечина с помощью двух кронштейнов и амортизирующих резиновых подушек крепится к стенке моторного отсека автомобиля. Эти опоры несут основную статическую и динамическую нагрузки, передаваемые им силовым агрегатом.
Поперечина задней опоры размещена под кузовом, и на ней с помощью кронштейна с амортизирующими подушками силовой агрегат крепится за заднюю крышку коробки передач. Задняя опора силового агрегата воспринимает незначительную нагрузку, но при разгоне и торможении автомобиля фиксирует силовой агрегат в продольном направлении.
Для уменьшения шума от угловых и продольных перемещений силового агрегата в салоне автомобиля опоры конструктивно выполнены так, что исключается возможность контакта их с металлическими деталями кузова.