Амортизаторы передней и задней подвесок гидравлические, телескопического типа двустороннего действия, разборные (см. рис. 19).
Конструкция передних и задних амортизаторов одинакова, за исключением их размеров и рабочих характеристик, которые достигаются соответствующими регулировками клапанов сжатия и отдачи. Передний амортизатор отличается от заднего тем, что имеет меньшую длину и меньший ход штока (у переднего амортизатора — 150 мм, у заднего — 296 мм), создает меньшее сопротивление при ходах отдачи и сжатия.
Характеристики амортизаторов
Параметры | Амортизаторы | |
Передний | Задний | |
Размер при вдвинутом до отказа штоке, мм | 270 | 336 |
Ход поршня, мм | 150 | 206 |
Усилие при ходе отдачи, кгс | 60-80 | 85-115 |
Усилие при ходе сжатия, кгс | 15-30 | 25-40 |
Заправочная емкость, см3 | 180 | 230 |
Применяемая жидкость | Жидкость для амортизаторов МГП-10 или веретенное масло АУ. |
Принцип действия амортизаторов основан на использовании сопротивления, возникающего при перетекании жидкости из одной полости в другую через малые проходные сечения.
Техническое обслуживание амортизаторов заключается в периодической (при ТО) проверке их крепления и визуальном осмотре. При обнаружении следов масла на цилиндре резервуара следует подтянуть гайку резервуара.
Регулировка схождения колес
Для проверки схода колес при помощи раздвижной телескопической линейки и стяжки необходимо установить автомобиль на ровной площадке. Наиболее правильные результаты схождения колес можно получить при условии, если расстояние от нижней трубы подвески до опорной плоскости колес равно 250-270 мм, и стяжка колес сзади выполнена с усилием 10+0,5 кгс. Для сохранения стабильности размера 250-270 мм рекомендуется между нижней трубой подвески и опорной плоскостью колес установить деревянные или металлические подставки высотой 250-270 мм. Если подставки не достают до трубы, нагрузить автомобиль.
Проверка и регулировка схода передних колес производится следующим образом:
1. Установить на колеса сзади приспособление для стяжки колес с усилием 10±0,5 кгс. Приспособление для стяжки колес должно состоять из пружинного динамометра с пределами измерений от 2 до 20 кгс и двух цепочек, желательно с мелкими звеньями. На концах цепочек должны быть крючки для зацепа за отбортовку диска колеса. После установки стяжки для выборки зазоров повернуть рулевое колесо вправо на 50-60°, а затем влево до установки колес для прямолинейного движения.
2. Произвести замеры схода, не снимая стяжки и не прокатывая автомобиль. При замере схода наконечники линейки должны упираться в среднюю часть выступов боковин шин без заметного усилия. Места замера необходимо предварительно отметить мелом.
3. Отпустить контргайки поперечной рулевой тяги и, вращая тягу, добиться нужного размера. После дотянуть, придерживая тягу, и еще раз после этого проверить схождение колес.
При проверке схождения колес оптическими приборами угол схождения должен быть от +8' до +23'.
Регулировка углов наибольшего поворота колес
Регулировку углов наибольшего поворота колес производят раздельно для каждого колеса.
Для этого отпускают контргайки и вращают регулировочные болты, установленные на кронштейнах верхней трубы подвески. При правом повороте колеса сошка упирается специальной площадкой в регулировочный болт, установленный на левой стороне подвески. При левом повороте маятниковый рычаг упирается аналогичной площадкой в регулировочный болт, установленный на правой стороне подвески. После окончания регулировки следует затянуть контргайки.
Практически максимальные углы поворота должны быть отрегулированы так, чтобы при максимальном повороте колеса его диск не доходил до боковой рулевой тяги на 2-3 мм.
Регулировка подшипников ступиц передних колес
Порядок регулировки подшипников следующий:
1. Проверить, свободно ли проворачивается ступица колеса. Если она не свободно вращается (задевает за тормозные колодки), то необходимо устранить причину торможения.
2. Затянуть гайку ключом так, чтобы ступица вращалась туго от руки. Одновременно с затяжкой гайки нужно проворачивать колесо, чтобы ролики заняли правильное положение в подшипниках.
3. Отпустить гайку. Отпускать следует до тех пор, пока в подшипниках не появится осевой люфт.
4. Подтянуть гайку, одновременно вращая колесо, до момента исчезновения осевого люфта. Как только люфт исчезнет, подтягивание прекратить.
Затем необходимо гайку отпустить до появления незначительного люфта лишь настолько, чтобы совпали ближайшие прорези с отверстием в цапфе (но не более, чем на 1/2 грани).
5. Зашплинтовать гайку. Заложить в колпак смазку и установить его в ступицу.
Правильность регулировки подшипников окончательно проверится в пути по нагреву ступиц колес.
Рис. 19. Задняя подвеска и амортизатор: 1 — рычаг задней подвески; 2 — кронштейн наружный; 3 — гайка крепления кронштейна; 4 — болт крепления рычага; 5 — сайлентблок; 6 — гайка; 7 — кронштейн внутренний; 8 — серьга; 9 — кронштейн крепления нижней опоры амортизатора; 10 — буфер; 11 — шток амортизатора; 12 — обойма манжет; 13 — манжета верхняя; 14 — гайка резервуара; 15 — манжета нижняя; 16 — пружина; 17 — направляющая штока; 18 — рабочий цилиндр; 19 — цилиндр резервуара; 20 — детали клапана отдачи; 21 — детали клапана сжатия.