В систему зажигания (рис. 25) входят: прерыватель-распределитель зажигания, катушка зажигания, свечи, провода и выключатель зажигания.
Прерыватель-распределитель зажигания типа Р114-Б состоит из корпуса, внутри которого расположен валик привода с центробежным регулятором опережения зажигания. На верхнем конце валика укреплен кулачок для размыкания контактов, на нижнем — муфта привода валика. Установленный внутри корпуса прерыватель состоит из стальной пластины с неподвижным контактом и рычажка с подвижным контактом. Закрыт корпус крышкой с помощью пружинных защелок. К корпусу прикреплен вакуум-корректор, диафрагма которого соединена с пластиной подвижного контакта. Корректором вручную можно изменять угол опережения зажигания (в зависимости от октанового числа бензина), предварительно ослабив гайку крепления подвижной пластины.
Катушка зажигания типа Б115-В имеет сердечник с первичной и вторичной обмотками, заключенными в металлический корпус. Между лапами хомута крепления катушки смонтировано добавочное сопротивление, которое при повороте ключа (пуск стартером) выключается, чем повышает напряжение во вторичной цепи, после пуска включается в цепь.
Свеча зажигания типа А23-1 неразборной конструкции. Калильное число свечи 22-24 ед. Нормальный зазор между электродами свечи должен быть в пределах 0,75-0,9 мм.
Для устранения радиопомех в цепь системы зажигания включены дополнительные сопротивления. Одно сопротивление конструктивно объединено с контактным угольком на крышке распределителя и четыре помещены в наконечниках свечей.
Провода высокого напряжения (ПВВП) винилхлоридные помехоподавляющие красного цвета с наружным диаметром 7-7,4 мм.
Токопроводящая жила выполнена в виде спирали из проволоки сплава 40Н диаметром 0,12 мм и шагом спирали 29-31 виток на 10 мм длины, диаметр спирали 3,0-3,4 мм. Сердечник спирали изготовлен из льняных ниток диаметром 1,0-1,6 мм.
Спиральная жила закрыта изоляцией из поливинилхлоридного пластика. Электрическое сопротивление токопроводящей жилы постоянно току, при температуре 20°С должно быть 1,8-2,2 кОм/м.
При эксплуатации необходимо следить за плотностью и посадкой на всю глубину проводов в наконечники и крышку распределителя.
Не рекомендуется на горячем двигателе вынимать наконечники свечей с проводов и провода из гнезд крышки прерывателя-распределителя, т. к. они при нагреве имеют повышенную эластичность.
Техническое обслуживание системы зажигания
При ТО-1 (через каждые 10 000 км пробега) протереть крышку распределителя чистой салфеткой, смоченной в спирте или бензине. Смазать трущиеся детали маслом для двигателя, закапав на ось подвижного контакта одну каплю, четыре-пять капель — во втулку кулачка (сняв бегунок и сальник под ним), одну-две капли — на фальц кулачка, три-пять капель — на фетровую шайбу пластины прерывателя. Повернуть на один оборот масленку (колпачок) для смазки валика распределителя. Отрегулировать зазор между контактами — 0,35-0,45 мм.
При ТО-2 (через каждые 20 000 км пробега) очистить свечи зажигания и отрегулировать зазор 0,75-0,9 мм.
При ТО через каждые 30 000 км пробега заменить свечи зажигания новыми.
Рис. 25. Детали системы зажигания: 1 — боковой электрод; 2 — центральный электрод; 3 — уплотнительное кольцо; 4 — корпус свечи; 5 — тонкопроводящий герметик; 6 — изолятор; 7 — контактная головка; 8 — контактный уголек с пружиной; 9 — резистор бегунка; 10 — контактная пластина бегунка; 11 — бегунок (ротор распределителя); 12 — защелка; 13 — конденсатор; 14 — корпус вакуум-корректора; 15 — вакуум-корректор; 16 — пружина диафрагмы; 17 — диафрагма; 18 — неподвижный контакт; 19 — пружина прерывателя; 20 — рычаг прерывателя; 21 — текстолитовый кулачок; 22 — пластина неподвижного контакта; 23 — винт эксцентриковый; 24 — фетровая щетка; 25 — муфта привода валика распределителя; 26 — регулировочный рычаг; 27 — подвижная пластина октан-корректора; 28 — неподвижная пластина октан-корректора; 29 — грузик; 30 — тяга диафрагмы; 31 — кулачок; 32 — крышка; 33 — изолятор; 34 — клемма ВК-Б; 35 — крышка; 36 — клеммный вывод к контактам прерывателя-распределителя; 37 — кожух; 38 — магнитопровод; 39 — первичная обмотка; 40 — вторичная обмотка; 41 — сердечник; 42 1- резистор; 43 — кромка провода; 44 — пружина; 45 — резистор; 46 — наконечник; 47 — скоба; 48 — экран; 49 — корпус.