ЗАЗ.ру » ИНСТРУКЦИИ » Инструкция ЗАЗ 968М » РЕМОНТ И РЕГУЛИРОВКА ПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ
Информация к новости
  • Просмотров: 0
  • Автор:
  • Дата: 2-05-2005, 16:59
2-05-2005, 16:59

РЕМОНТ И РЕГУЛИРОВКА ПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ

Снятие и установка подвески. Для снятия с автомобиля передней подвески (рис. 100) необходимо:


поставить на козлы переднюю часть автомобиля, снять передние колеса, отсоединить гибкие шланги гидропривода тормозов и закрыть пробками отверстия колесных тормозных цилиндров;


отсоединить сошку от вала рулевого механизма, отвернуть гайки крепления амортизаторов к брызговикам кузова, отвернуть шесть болтов 2 и 30 крепления передней подвески к кузову (два внутри кузова и четыре снизу) и опустить узел подвески на пол.


Собранный узел подвески устанавливают на автомобиль в обратной последовательности.


Разборка передней подвески. Отвертывают гайку 38 (см. рис. 100) и отсоединяют нижний шарнир амортизатора с резиновыми втулками и шайбами от подвески.


Снимают с подвески ступицу 12 переднего колеса, отвертывают три болта крепления щита 17 переднего тормоза к поворотному кулаку и снимают щит тормоза в сборе с колодками, тормозным цилиндром и пружинами.


Отвертывают гайки 19, выбивают стяжные болты 40, снимают с рычагов поворотный кулак 41 с шаровыми шарнирами в сборе, отвертывают с труб передней подвески контргайки 27 и болты 26 крепления рычагов к торсионам (по два болта на каждом конце оси и два в средней части труб). Легкими ударами молотка выбивают из оси верхние и нижние рычаги, а затем при помощи молотка и подставки из цветного металла выбивают из труб торсиона 24.


Выпрессовывают из труб при помощи съемника внутренние и наружные втулки 23 рычагов передней подвески. При этом необходимо установить съемник, как показано на рис. 101, заведя винт с толкателем в трубу так, чтобы толкатель захватил втулку. Вращением гайки выпрессовывают вначале наружную втулку, а затем внутреннюю.


Сборка передней оси. Переднюю ось собирают в обратной последовательности с соблюдением следующих указаний.


Замеряют посадочные места под внутреннюю и наружную втулку в двух взаимно перпендикулярных плоскостях на глубину длины втулки. Обрабатывают наружные диаметры новых втулок под размер, обеспечивающий фактический натяг при запрессовке втулок в пределах 0,02—0,14 мм. Протачивают внутри втулки спиральную канавку (смазочную) прямоугольного сечения диаметром 39,0...39,6 мм, шириной 3 мм с шагом спирали 40 мм. В запрессованных и окончательно обработанных втулках глубина канавки должна быть 0,5...0,8 мм.


alt


Рис. 101. Съемник для выпрессовки втулок рычагов передней подвески: 1 — наружная  втулка; 2 — внутренняя втулка; 3 — фиксатор; 4 — толкатель; 5 — ходовой винт; 6 — стакан; 7 — крышка; 8 — шайба; 9 — гайка. а — после сборки винта 5 с упорной гайкой гайку раскернить в двух диаметрально противоположных точках


При помощи оправки (рис. 102) запрессовывают в посадочные гнезда труб внутренние втулки на глубину 100 мм, от торца трубы до наружного торца втулки, а затем наружные втулки — заподлицо с торцами труб. Обрабатывают одновременно каждую пару втулок верхней и нижней труб под размер, обеспечивающий зазор между втулкой и рычагом передней  подвески 0,06... 0,15 мм. Параллельность осей должна быть обеспечена в пределах 0,2 мм на крайних точках.


Смазывают консистентной смазкой торсионы и вставляют их в обе трубы оси передней подвески так, чтобы концы торсионов, окрашенные краской светлого тона, находились с левой стороны по ходу автомобиля, а концы болтов обязательно совпали с засверленными на торсионах лунками.


Завертывают болты крепления торсионов (момент затяжки 6...7 кгс- м), затем надевают на каждый болт уплотнительное кольцо, обойму кольца и законтривают их гайками. Перед установкой в трубы торсионов, бывших в эксплуатации, следует их тщательно осмотреть. Трещины или поломки на листах торсиона не допускаются.


Разборка и сборка поворотного кулака с шаровыми шарнирами:


закрепляют поворотный кулак в тиски и при помощи плоскогубцев раскручивают шплинтовочную проволоку 4 крепления чехла шарового шарнира, снимают с шарового пальца резиновый чехол;


при помощи специального ключа отвертывают контргайку 6, а затем торцовым ключом — гайку 9 крепления шарового пальца. Вынимают из гнезда поворотного кулака шаровой палец 1 с вкладышами 3 и 5. Такую же операцию выполняют и с другим шаровым шарниром.


Разобранные детали тщательно промывают и осматривают, при необходимости изношенные детали заменяют новыми.


устанавливают в гнездо поворотного кулака 10 вкладыш 3, затем, смазав шаровую поверхность пальца консистентной смазкой, устанавливают его хвостовиком в гнездо поворотного кулака;


вставляют в регулировочную гайку 9 пружину 8, сухарь 7 и вкладыш 5, завертывают гайку и регулируют зазор в шарнире. Для этого завертывают регулировочную гайку до упора, а затем отпускают на 1/6 оборота (на одну грань) и затягивают стопорную гайку специальным ключом.


Правильность регулировки можно проверить по значению крутящего момента при повороте кулака в шаровых шарнирах, который должен быть 30...60 кгс- м. Перед замером необходимо повернуть кулак на шаровых шарнирах 3...4 раза из одного крайнего положения в другое.


Надевают на хвостовики шаровых пальцев резиновые чехлы и закрепляют их мягкой проволокой на проточке сферической поверхности поворотного кулака.


Сборка передней подвески. Надевают на рычаги 21 (см. рис. 100) передней подвески резиновые защитные чехлы 34, обращая внимание на наличие и правильность установки пружины 22 в манжете.


Смазывают трансмиссионным маслом рабочие цилиндрические поверхности рычагов и поочередно устанавливают их в трубы до совпадения конусных отверстий концов торсионов с резьбовыми отверстиями рычагов. Так как труба буфера препятствует полному вводу верхних рычагов на торсионы, необходимо после того, как конец торсиона войдет на некоторую длину в прямоугольное отверстие рычага, приподнять рычаг вверх, несколько закрутив торсион.


При помощи отвертки осторожно заправляют чехлы на трубы подвески, при этом хомуты должны обжимать трубы без скручивания. Закрепляют рычаги болтами 26 (момент затяжки 6...7 кгс- м) и законтривают гайками 27.


Надевают резиновые буфера 42 на держатели, несколько приподнимая при этом верхние рычаги. В свободном состоянии верхний рычаг (правый и левый) должен лежать на буфере.


Надевают на верхние и нижние хвостовики пальцев поворотного кулака 41 по одной защитной шайбе 18 внутренней сферой к рычагу.


Затем хвостовики шаровых пальцев, предварительно смазав  их  консистентной смазкой, вставляют в отверстия верхнего и нижнего рычагов, совместив отверстия под болты.


Вставляют по одному болту 40 в соединения верхнего и нижнего рычагов передней подвески головками вверх. Надевают на болты зубчатые шайбы и затягивают до отказа гайки.


Надевают на поворотный кулак щит17 тормоза в сборе с колесным цилиндром, колодками и пружинами. Устанавливают последовательно два болта (коротких) в отверстия щита и кулака со стороны колодок тормоза. Надевают на болты пружинные шайбы и навертывают на две-три нитки гайки. Надевают плоскую шайбу под головку длинного болта и пропускают его через отверстия кулака и щита, надевают пружинную шайбу и завертывают на две-три нитки гайку.


Окончательно затягивают до отказа гайки крепления щита тормоза к поворотному кулаку.


Момент затяжки гайки длинного болта должен быть 6...7 кгс- м. Надевают на кулак ступицу 12 переднего колеса с подшипниками, сальником и заложенной во внутреннюю полость ступицы консистентной смазкой. Надевают упорную шайбу 16 наружного подшипника, завертывают гайку 14 и зашплинтовывают.


Запрессовывают в гнездо ступицы при помощи молотка и оправки защитный колпак с заложенной в нем консистентной смазкой и закрепляют в ступице декоративный колпак колеса.


Надевают амортизатор 7 на хвостовик верхнего шарового пальца передней подвески, устанавливают предварительно в нижний шарнир амортизатора новые резиновые втулки 35 и с обеих сторон втулок плоские шайбы. Завертывают на хвостовик гайку 38, обеспечив при этом размер между шайбами 35,5 мм ± 0,5 мм, после чего гайку зашплинтовывают.


Соединяют отремонтированные рулевые тяги с рычагами поворотных цапф, закрепляют двумя болтами на кронштейн подвески маятниковый рычаг.


Разборка и сборка ступицы переднего колеса. При помощи оправ-ки (рис. 104), вставленной внутрь ступицы, осторожными ударами молотка через проставку выпрессовывают наружную обойму наружного подшипника, а затем, повернув ступицу на 180°, наружную обойму внутреннего подшипника вместе с манжетой.


alt


Рис. 105. Оправки для запрессовки в ступицу переднего колеса: а — наружного кольца, наружного подшип-ника ступицы (диаметр 23-0,1 мм оправки служит для запрессовки манжеты вала сошки рулевого механизма); б—для запрессовки манжеты и наружного кольца внутреннего подшипника.


Необходимо тщательно вымыть ступицу и очистить тормозной барабан от грязи и масла, проверить состояние барабана и ступицы.


Собирают ступицу в обратной последовательности с применением оправок (рис. 105). При этом сальник запрессовывают после запрессовки наружных обойм подшипников. После сборки ступицу заполняют пластичной смазкой.


Регулировка углов установки передних колес. Нарушение заданных углов установки колес затрудняет управление автомобилем, снижает его устойчивость при движении и может привести к преждевременному износу шин.


Нарушение угла развала колес вызывает односторонний износ протектора шин: при увеличенном положительном угле развала изнашивается быстрее наружная сторона протектора шины, при отрицательном угле — внутренняя.


Отклонение схождения колес от допустимого значения вызывает интенсивное изнашивание протектора шины. Увеличенное схождение приводит к ступенчатому износу, выраженному в появлении острых кромок, направленных к продольной оси автомобиля. Расхождение колес характеризуется износом шины, с появлением острых ступенчатых кромок, направленных наружу, в этом случае ухудшается устойчивость автомобиля. Для регулировки углов установки передних колес желательно иметь стенд, а при его отсутствии ровную горизонтальную площадку, отвес или угольник, телескопическую линейку и приспособление для стяжки колес. Перед регулировкой углов установки колес необходимо: проверить, нет ли повышенных зазоров в подшипниках передних колес и, если необходимо, отрегулировать подшипники (см. ниже подразд. «Регулировка подшипников ступиц передних колес»). Проверить состояние шарниров рулевых тяг и маятникового рычага, а также наличие повышенных зазоров в шарнирах поворотных кулаков и при необходимости отрегулировать шарниры (см. выше подразд. «Сборка поворотного кулака с шаровыми шарнирами»); проверить, довести до нормального давления воздуха в шинах.


После проверки и регулировки подшипников и устранения зазоров в шарнирах передних колес необходимо установить колеса в положение прямолинейного движения и найти для измерения точки равного бокового биения шин. При проверке угла развала колес точки равного бокового биения шин должны находиться в вертикальной плоскости, а при измерении схождения колес — в горизонтальной.


Углы установки передних колес необходимо регулировать в определенной последовательности, так как при изменении угла развала колес меняется схождение колес (изменение схождения не влияет на угол развала), т. е. сначала проверяют и регулируют углы развала колес, затем схождение колес, а после этого углы наибольшего поворота колес.


Конструкцией передней подвески предусмотрены следующие значения углов установки передних колес:


















Угол развала колес при проверке на стенде



0°30' ± 20'



Схождение передних колес (при расстоянии от нижней трубы подвески до опорной плоскости колес 254 мм и стяжке колес сзади с усилием (10±0,5) кгс)



1 . . . 3 мм при измерении линейного расстояния между шинами по выступающим частям боковины или от +8 до +23 при измерении оптическими приборами



Угол наибольшего поворота наружного колеса (обращенного к центру поворота)



27°



Для регулировки углов развала передних колес ненагруженный автомобиль необходимо установить так, чтобы нижняя труба была параллельна полу или площадке стенда.


При проверке на стенде замеряют углы развала левого и правого колес, которые должны быть 0°30'+20'. При отсутствии стенда углы развала колес можно проверить с помощью отвеса или угольника. Для этого передние колеса устанавливают для прямолинейного движения, а точки равного биения ободов располагают вертикально. После этого развал колес легко определяют по разности размеров В и А (рис. 106) с помощью шнура отвеса. Практически, если разность указанных размеров находится в пределах 1...5 мм, угол развала следует считать нормальным. Если при замере разность В — А окажется значительно больше, чем предельно допустимые ( 1...5 мм при замере отвесом или 0°30'±20' при замере на стенде), необходимо перед регулировкой проверить, правильно ли установлены рычаги на торсионах. На правильно установленных рычагах стопорные болты входят конусами в лунки торсионов, а размер между торцами рычагов составляет (10±2) мм, при этом торцы рычагов параллельны.


При необходимости регулировки углов развала колес порядок операций следующий:


расшплинтовать палец и отпустить гайку 3 крепления нижнего конца амортизатора. Отпустить гайки 8 и 20 стяжных болтов верхнего и нижнего рычагов;


вращением шаровых пальцев добиться правильности угла развала. Верхний палец 2 вращают с помощью специального ключа 1, предназначенного для затяжки болтов крепления торсионов, а нижний 22 — при помощи рожкового ключа. Регулировку можно выполнять вращением верхнего или нижнего пальца либо вращением обоих. При вращении верхнего пальца против часовой стрелки, а нижнего по часовой стрелке (если смотреть от продольной оси автомобиля) развал колеса увеличивается;


после регулировки затянуть гайки 8 и 20 болтов (момент затяжки 5,5...6,5 кгс- м), а затем затянуть гайку крепления амортизатора, обеспечив при этом размер между шайбами (35,5±0,5) мм, после чего гайку зашплинтовать и вновь проверить развал колес.


Для регулировки  схождения  колес  используют раздвижную телескопическую линейку и стяжку, при этом автомобиль устанавливают на ровной площадке. Наиболее правильные результаты схождения колес можно получить при условии, если расстояние от нижней трубы подвески до опорной плоскости колес равно 250...270 мм и стяжка колес сзади выполнена с усилием (10 ± 0,5) кгс. Для сохранения стабильности размера 250...270 мм рекомендуется между нижней трубой подвески и опорной плоскостью колес установить деревянные или металлические подставки высотой 250...270 мм. Если подставки не достают до трубы, следует нагрузить автомобиль.


При правильной установке колес разность между размерами В и А (рис. 107), измеренными на высоте 180 мм от поверхности пола, должна быть 1...3 мм.


Проверку и регулировку схождения передних колес выполняют следующим образом:


устанавливают сзади на колесах приспособление с пружинным динамометром 2 с пределами измерений 2...20 кгс и двумя цепочками 3, желательно с мелкими звеньями. На концах цепочек должны быть крючки 1 для зацепа за отбортовку диска колеса. После установки стяжки для выбора зазоров повернуть рулевое колесо вправо на 50...60°, а затем влево, до установки колес для прямолинейного движения и стянуть колеса с усилием (10±0,5) кгс;


замеряют схождение колес, не снимая стяжки и не прокатывая автомобиль. При замере схождения наконечники линейки должны упираться в среднюю часть выступов боковин шин без заметного усилия. Места замера необходимо предварительно отметить мелом;


отпускают контргайки поперечной рулевой тяги и, вращая тягу, добиваются нужного размера. После достижения указанной разности размеров контргайку затягивают, придерживая тягу, и еще раз после этого проверяют схождение колес.


При проверке схождения колес оптическими приборами угол схождения должен быть от +8 до +23'.


Регулировку углов наибольшего поворота колёс выполняют раздельно для каждого колеса. Для этого отпускают контргайку 28 (см. рис. 100) и вращают регулировочные болты 29, установленные на кронштейнах верхней трубы подвески. При правом повороте колеса сошка упирается площадкой в регулировочный болт, установленный на левой стороне подвески. При левом повороте маятниковый рычаг упирается аналогичной площадкой в регулировочный болт, установленный на правой стороне подвески. После окончания регулировки следует затянуть контргайки 28.


Практически максимальные углы поворота должны быть отрегулированы так, чтобы при максимальном повороте колеса его шина не доходила до боковой рулевой тяги на 3 мм.


Регулировка подшипников ступиц передних колес. Порядок регулировки подшипников следующий:


проверяют, свободно ли проворачивается ступица колеса. В противном случае устраняют причину торможения;


затягивают гайку 14 (см. рис. 100) ключом так, чтобы ступица вращалась туго от руки. При затягивании гайки следует на ключ нажимать плавно, без рывков. Одновременно с затяжкой гайки необходимо поворачивать колесо, чтобы ролики заняли правильное положение в подшипниках;


отпускают гайку до появления в подшипниках осевого люфта. Наличие люфта легко определяется большим пальцем, приложенным одновременно к гайке и к краю отверстия ступицы при покачивании колеса в плоскости, перпендикулярной его вращению;


подтягивают гайку, одновременно вращая колесо, до исчезновения осевого люфта. Как только люфт исчезает, подтягивание прекращают. Затем гайку отпускают до появления незначительного люфта лишь настолько, чтобы совпали ближайшие прорези с отверстием в поворотном кулаке (но не более, чем на 1/2 грани). Для шплинтовки гайки в поворотном кулаке предусмотрены два взаимно перпендикулярных сверления;


зашплинтовывают гайку; закладывают в колпак 13 смазку и устанавливают его в ступицу.


Правильность регулирования подшипников окончательно проверяют в пути по нагреву ступиц колес.


После обкатки отремонтированного автомобиля проверяют наличие незначительного люфта в подшипниках ступиц передних колес и при необходимости регулируют затяжку подшипников вторично. При регулировке подшипников особенно опасна их перетяжка; не рекомендуется также и слишком большой люфт.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.