Разборка и сборка генератора. Перед разборкой генератор требуется демонтировать из направляющего аппарата.
Отвертывают винты (см. рис. 141) и снимают щеткодержатели 23 со щетками. Отвертывают гайки выводных клемм 8 обмотки статора, снимают выпрямительный блок 10 и пластину изолятора. Затем отвертывают стяжные болты 12 генератора, снимают: крышку 14 со стороны головок болтов; статор с выводами, предварительно отсоединив выводы обмотки статора от выпрямительного блока. При снятии статора выводы следует передвигать вслед за статором, предохраняя их от обрывов.
С помощью съемника снимают с ротора 13 крышку 19 вместе с подшипником 6. В крышке 19 отвертывают три винта с полукруглыми головками и снимают стопорную шайбу 5, а затем отвертывают три винта с потайной головкой и снимают упорную шайбу 4, выпрессовывают подшипник 6.
Сборку генератора выполняют в обратной последовательности. При этом упорные втулки вала генератора необходимо поставить на прежние места: короткую втулку 3 надеть на вал у крышки со стороны щеткодержателей, длинную 15 — с противоположной стороны вала. После сборки необходимо проверить генератор на стенде по номинальному напряжению тока.
Проверка состояния деталей генератора. После разборки генератора тщательно очищают все детали от пыли и грязи, протирают их чистой салфеткой. Статор и ротор генератора мыть бензином или другими растворителями запрещается. В случае обильного попадания масла допускается промыть детали генератора в чистом неэтилированном бензине с обязательной немедленной просушкой в воздушном потоке с температурой 60...70 °С. Очищенные детали внимательно осматривают и выявляют неисправные для последующего ремонта или замены.
Осматривают статорную обмотку и выводы, в случае необходимости следует подпаять выводы. Проверяют состояние статорной обмотки, а также проверяют, нет ли обрывов во всех трех фазах в местах пайки, в случае необходимости восстанавливают окраску пакета эмалью № 600 черного цвета. Проверяют отсутствие замыкания обмотки ротора на массу, сохранность пайки выводов обмотки к контактным кольцам, сопротивление обмотки возбуждения, которое должно составлять 7,13...7,18 0м. В случае сильного износа или подгара необходимо прошлифовать контактные кольца. Биение колец относительно шеек вала должно быть не более 0,05 мм. Проверяют исправность выпрямительного блока.
Подшипники, как правило, подлежат замене на новые. Если же подшипники в хорошем состоянии, осторожно с помощью пинцета вскрывают уплотнитель, промывают подшипник в бензине или дизельном топливе, продувают сжатым воздухом и заправляют по 3...3,5 г чистой смазкой (ЛЗ-31 по ГОСТ 24300—80), после чего закрывают уплотнитель подшипника. Снятие и установку уплотнителей выполняют пинцетом с плоским концом, оберегая уплотнитель.
Проверяют посадочные места под подшипники в крышках генератора. В случае увеличенных износов крышки заменяют новыми. Щетки, изношенные до 10 мм, заменяют новыми. Новые щетки перед установкой необходимо притереть до получения радиуса закругления 15 мм. В щеткодержателях щетки должны передвигаться легко и без заеданий.