Регулировка зазора между контактами прерывателя. Для обеспечения нормальной работы системы зажигания зазор между контактами прерывателя должен быть 0,35...0,45 мм, или угол замкнутого контакта по валику распределителя 44...52°.
Регулировку зазора рекомендуется выполнять следующим образом. Снять крышку распределителя и ротор и, медленно проворачивая пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя, установить кулачок 10 (см. рис. 155) в положение, когда зазор между контактами прерывателя будет наибольшим, т. е. когда текстолитовый кулачок 29 прерывателя установится на вершине грани кулачка 10. После этого плоским щупом проверить зазор между контактами. Если зазор не соответствует указанной выше величине, необходимо ослабить винт 20 и, поворачивая эксцентричный винт 31, установить требуемый зазор. Закрепить винт и снова проверить зазор. Поставить крышку на место и закрепить ее защелками 4. После регулировки зазора между контактами прерывателя-распределителя нарушается правильность установки момента зажигания. Поэтому после регулировки зазора необходимо проверить установку зажигания и при необходимости подрегулировать.
Установка зажигания. Зажигание устанавливают по меткам «МЗ» на крышке центробежного маслоочистителя. Эта метка указывает момент зажигания в первом цилиндре. Начало размыкания контактов прерывателя должно происходить в момент, когда метка «МЗ» на крышке центробежного маслоочистителя совпадает со стрелкой на крышке распределительных шестерен (см. рис. 21). При этом ротор 5 (см. рис. 155) должен находиться против электрода крышки распределителя с цифрой 1.
Порядок операций при установке зажигания следующий: установить коленчатый вал в положение, соответствующее началу такта сжатия в первом цилиндре. Для этого вывернуть свечу первого цилиндра (первый с левой стороны, если смотреть на вентилятор) и плотно закрыть отверстие для свечи пробкой из смятой бумаги. Выталкивание пробки при проворачивании коленчатого вала укажет на начало такта сжатия, медленно провернуть коленчатый вал двигателя до совпадения метки «МЗ» со стрелкой на крышке распределительных шестерен (см. рис. 21). Убедиться, что ротор стоит против контакта крышки, соединенного с проводом, идущим к свече зажигания первого цилиндра;
установить октан-корректор на нулевое деление шкалы поворотом регулировочного рычага 36 (см. рис. 155), затянуть гайку 37 болта крепления пластин октан-корректора,
ослабить затяжку болта 39 хомута крепления корпуса распределителя к подвижной пластине 38 октан-корректора и повернуть корпус против часовой стрелки, чтобы контакты прерывателя замкнулись;
взять переносную лампу и два изолированных провода. Присоединить при помощи дополнительных проводов один конец штыря вилки переносной лампы на массу, а другой к клемме низкого напряжения катушки зажигания, к которому крепится провод, идущий к клемме II прерывателя-распределителя;
включить зажигание и осторожно повернуть корпус 32, прерывателя-распределителя по часовой стрелке до момента загорания лампы. При этом необходимо прижимать ротор в сторону, противоположную его вращению, чтобы выбрать зазоры. Остановить вращение прерывателя точно в момент вспыхивания лампочки. Если это не удалось, операцию повторить;
удерживая корпус прерывателя-распределителя от проворачивания, затянуть болт 39 хомута крепления корпуса, поставить крышку 9 и центральный провод на место. После этого проверить момент установки зажигания, проворачивая заводной рукояткой коленчатый вал двигателя;
проверить присоединение проводов от свечей, начиная с первого цилиндра, в порядке 1—3—4—2, считая против часовой стрелки.
Установка зажигания по метке «МЗ» на шкиве при среднем положении октан-корректора обеспечивает наивыгоднейшие мощностные экономические показатели двигателя лишь при условии, что для его питания применяется соответствующий бензин.
После каждой установки зажигания, регулировки контактов в прерывателе или замены топлива необходимо проверить соответствие угла опережения зажигания на ходу автомобиля. Для этого следует прогреть двигатель на холостом ходу, а затем, двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 40...45 км/ч, дать автомобилю разгон, резко нажав на педаль привода дроссельной заслонки. Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация, то зажигание считается установленным правильно. При необходимости корректируют угол опережения зажигания, вращая в соответствующем направлении корпус прерывателя-распределителя при помощи регулировочного рычага 36 октан-корректора. Перед перемещением рычага гайку 37 необходимо ослабить, после подкорректировки угла опережения надежно затянуть. При сильной детонации стрелку следует передвигать в сторону знака «—» для уменьшения угла опережения зажигания, а при полном отсутствии детонации — в сторону «+». 241
Наибольший угол опережения (или запаздывания) зажигания, обеспечиваемый, ручной регулировкой при помощи октан-корректора, составляет 12° (по углу поворота коленчатого вала двигателя) относительно начальной установки (5° до ВМТ).
Двигатель очень чувствителен к правильной установке угла опережения зажигания. Слишком раннее или слишком позднее зажигание ведет к перегреву двигателя, потере мощности, прогару клапанов и поршней.