Большинство узлов двигателя (головки цилиндров, поршни, масляный насос и др.) доступно для ремонта непосредственно на автомобиле. Но, несмотря на такую возможность, иногда просто удобнее проводить эти работы при снятом силовом агрегате.
Такие же узлы, как кривошипно-шатунный механизм, распределительный вал, сцепление, коробка передач и главная передача, могут быть отремонтированы только при снятом силовом агрегате.
Таким образом, овладеть приемами снятия и установки силового агрегата означает сделать решительный шаг к самостоятельному ремонту “Запорожца”.
Рис. 3. Демонтаж силового агрегата: / - силовой агрегат. 2- рычаг, 3- домкрат
Некоторых автолюбителей эта операция пугает, но ничего сложного здесь нет, если придерживаться определенной последе вательности.
Вначале надо отсоединить все, что связывает силовой агрегат с автомобилем. Для этого придется залезть под него. Если нет эстакады или ямы, надо обеспечить хотя бы минимальное рабочее пространство между днищем и землей, подняв на домкрате одну сторону автомобиля и зафиксировав его на подставке.
Внизу вам потребуются ключи 14 мм для фланцев полуосей и штока коробки передач (на ЗАЗ-968М — 13 мм), 17 мм — для поперечины задней опоры (можно использовать колесный ключ).
Отсоединять трубопровод от рабочего цилиндра сцепления, как это рекомендуется в руководстве по эксплуатации, не стоит — лучше снять его вместе с цилиндром. Это избавит вас от прокачки системы после установки цилиндра и исключит возможные трудности, а в ряде случаев и нежелательные последствия при отворачива-нии накидной гайки трубопровода.
Известно, что отсоединенные от карданов полуоси должны быть зафиксированы для предотвращения выпадения сухарей .полуосей. Для этого надо просунуть проволоку длиной около 1,5 л” между коробкой передач и днищем, один конец ее закрепить за ограничительную серьгу задней подвески. После отсоединения полуоси со стороны свободного конца проволоки надо вдвинуть полуось и в таком положении привязать проволокой. Затем отсоединить другую полуось, отвязать проволоку от серьги и привязать ее к полуоси.
С правой стороны силового агрегата отверните накидную гайку троса спидометра и выдерните трос из гнезда. Если рукой гайка не отворачивается, воспользуйтесь пассатижами. С этой же стороны отверните два винта (ключ 10 мм) крепления крышки брызговика, закрывающей стартер, отсоедините от него толстый провод, идущий от аккумуляторной батареи, и протолкните его конец через отверстие в вертикальной стенке брызговика. Кроме того, надо отсоединить другие провода от стартера и снять болт, соединяющий вал механизма переключения передач со штоком ползуна коробки передач.
Последняя операция внизу — отвернуть два болта поперечины задней опоры силового агрегата, и можно вылезать из-под машины.
Уже наверху отсоединяют провода от датчика давления (на левой стороне двигателя), датчика температуры (на задней стороне масляного поддона картера), от провода генератора и катушки зажигания, подводящий шланг от топливного насоса, троса с оболочками приводов дроссельной и воздушной заслонок карбюратора.
Не забудьте отсоединить провода от включателя фонарей заднего хода. Подход к нему — через окно в полу под задним сиденьем. Если не хочется лезть под сиденье, провода можно отсоединить при опускании силового агрегата, когда будет подход к выключателю.
В исходном положении для снятия силовой агрегат остается подвешен только за стенку моторного отсека. Но благодаря расположению этой опоры ближе (по ходу автомобиля) центра массы агрегата он не меняет своего положения.
Следующая операция — опустить агрегат на землю. Конечно, если есть подъемные механизмы, это не проблема. Не проблема и когда вокруг много сильных помощников, которым можно накинуть на плечи веревки, привязанные за рым-планки двигателя. Однако с помощью простейшего приспособления это становится до ступным даже для одного человека.
Приспособление представляет собой рычаг, который подводят сзади под двигатель, опирают одним концом на землю, а другой конец поднимают или опускают с помощью штатного домкрата (рис. 3).
Использование домкрата не только облегчает труд, но и позволяет зафиксировать силовой агрегат в любом положении.
Последовательность работ такая. Сначала агрегат слегка поднимают, чтобы снять усилия с винтов крепления поперечины передней опоры двигателя к стенке моторного отсека. Отвернув две пары винтов (ключ 17 мм), опускают рычаг вместе с агрегатом на землю. Затем домкратом поднимают заднюю часть автомобиля, устанавливают ее на подставки и вытягивают рычаг вместе с силовым агрегатом из-под автомобиля. Монтаж агрегата на автомобиль производится в обратной последовательности.
Мы сделали рычаг из двух брусьев сечением 80Х40 мм, скрепленных между собой шпильками с распорными втулками. К одному концу брусьев прикрепляют соединенные шпилькой пластины, являющиеся опорой для домкрата.
Поводом для создания более совершенной конструкции рычага послужила пропажа старого после субботника на территории нашего двора. Новый рычаг сделан из стальных труб. Он более Удобный в работе и компактный (телескопический), что позволяет хранить его в квартире. Вообще в качестве рычага можно использовать толстую доску.
В порядке информации напомним еще о двух способах снятия силового агрегата, описанных в журнале “За рулем”. Первый основан на том, что под агрегат подкладывают доску, опирающуюся на две стопки брусков. Последовательно нажимая и поднимая конец доски, извлекаем попеременно бруски из одной и второй стопки. И так до тех пор, пока доска с агрегатом не ляжет на землю.
Второй способ — использование большой автомобильной камеры в качестве подъемника. Камеру, накрытую листом фанеры, закладывают под агрегат и накачивают воздухом. После освобождения винтов крепления воздух из камеры выпускают, и агрегат опускается на землю.