Рис. 164. Блок плавких предохранителей
В системе электрооборудования автомобиля для защиты цепей от перегрева ниже панели приборов (с левой стороны) установлен блок предохранителей (рис. 164), защищающий десять электри-ческих цепей. Предохранители включены:
№ 1 (16 А) —свободный:
№2 (8 A)—в цепь освещения щитка приборов, задних и передних габаритных огней, фонарей номерного знака и подкапотной лампы;
№ 3 (8 А)—в цепь указателя поворотов, указателя температуры масла, указателя уровня топлива, указателя давления масла и контрольной лампы разряда:
№4 (8 А)—в цепь стеклоомывателя и фонарей заднего хода,
№ 5 (8 А)—в цепь аварийной сигнализации (мигающий режим и указатели поворотов),
№6 (8 А)—в цепь штепсельной розетки, плафона освещения салона, приборов аварийной сигнализации тормозов и звукового сигнала;
№7 (8 А)—в цепь ближнего света левой фары:
№8 (8 А)—в цепь ближнего света правой фары:
№9 (8 А)—в цепь дальнего света правой фары:
№10 (8 А)—в цепь дальнего света левой фары.
Перед заменой сгоревшего предохранителя необходимо устранить причину, вызвавшую его плавление.
Прерыватель указателей поворотов и аварийной сигнализации. Схема прерывателя PC 950 (рис. 165) представляет собой электронный генератор прямоугольных импульсов тока с электромеханической обратной связью, осуществляемой посредством контактов исполнительного электромагнитного реле. В прерывателе использованы три транзистора и четыре диода. Транзистор VI (собственно релаксационный генератор) включен по мостовой схеме с целью уменьшения влияния импульсов напряжения при питании от одного генератора без аккумулятора. Транзистор V2 работает в режиме эмиттерного повторителя, а транзистор V3 — в режиме усилителя мощности. В работе генератора используется один перезарядный конденсатор С 1.
В исходном состоянии, когда не подключены лампы указателей поворота, транзистор VI закрыт. Это состояние транзистора обеспечивается делителем напряжения, состоящим из резисторов RI и R2. В закрытом состоянии находятся и транзисторы V2 и V3.
Рис. 165. Электрическая схема прерывателя указателей поворотов в нормальном и аварийном режимах: I — реле в сборе; II — выключатель аварийной сигнализации; ЛТ — лампы указателей поворотов левой стороны; ПТ — лампы указателей поворотов правой стороны; ЛП, ПП — контакты для подключения лампы указателей поворотов прицепа; КТ — контрольная лампа на щитке приборов; КП — контакт для подключения контрольной лампы прицепа; Р1 — исполнительное реле; Р2, РЗ — реле контроля; WI—W4 — обмотки реле контроля; ПБ — правая сторона; ЛБ — левая сторона; V1 — транзистор КТ315А; V2, V3 — транзисторы МП25А; V4, VS. V6. V7 — диоды КД105А; RI — подстроечный резистор МЛТ 0,5... 6,8 к; R2 — резистор МЛТ 0,5...8,2; R3. R7 — резисторы МЛТ 0,5...510; R4 — резистор МЛТ 0,5… 240; R5 — резистор МЛТ 1...240; R6 — резистор МЛТ 0,5... 52; R8 — резистор МЛТ 0,5...200; R9 — резистор МЛТ 0,5...390; R10 — резистор МЛТ 0,5...1 к; С1 — конденсатор К50-3-25-50; ПУП — переключатель указателей поворота; ЛАС — лампа аварийной сигнализации; П — к среднему выводу переключателя; Пр — предохранитель; а — к выключателю габаритных огней; в — в цепь при применении двухрежимных фонарей; с — к источнику питания; d — к выключателю зажигания
При подключении ламп указателей поворота эмиттер транзистора VI подключается к минусу источника питания через нити ламп, диод V4 и резистор R6. База транзистора VI по отношению к эмиттеру оказывается под положительным потенциалом. Транзистор VI, а следовательно, и транзисторы V2 и V3 открываются. Исполнительное реле RI срабатывает, и посредством его контактов на сигнальные лампы подается плюс напряжения источников питания. При этом начинается заряд конденсатора С1, ток которого удерживает транзистор VI в открытом состоянии. По истечении некоторого времени ток заряда станет недостаточным для удержания транзистора в открытом состоянии и последний закроется. Транзисторы V2 и V3 тоже закроются. Реле RI выключится. Контакты разомкнутся. Конденсатор С1 начнет разряжаться, удерживая транзистор VI в закрытом состоянии. После разряда С1 цикл повторится.
Назначение диодов следующее: V4 — для предотвращения попадания положительного потенциала напряжения питания на эмиттер транзистора VI; V5 — для шунтирования тока обмотки реле P1; V6 — для получения запирающего напряжения на базе транзистора V3, V7 — для шунтирования обратных выбросов напряжения питания, образующихся при изменениях нагрузки в схеме электрооборудования автомобиля.