Машина сильно напоминала итальянского «папочку», но, в отличие от него (Fiat-600 оснащался4-цилиндровым двигателем водяного охлаждения), передвигалась при помощи всего двух цилиндров, спрятанных внутри ирбитского мотора МД-65. Главным недостатком этого двигателя был сильно выпяченный картер – именно поэтому для увеличения дорожного просвета у ступиц задних колес «Москвича-444» (а дедушка «запора» сначала назывался именно так) пришлось устанавливать колесные редукторы. Кроме того, от итальянского аналога первый «горбатый» отличался формой задней части кузова и оформлением передка, выпуклой стреловидной подштамповкой на двери, декоративной «гребенкой» перед проемом заднего колеса и четырьмя круглыми воздухозаборниками на заднем крыле. Интересно, кстати, что уже на этой стадии автомобиль имел взаимозаменяемые переднее и заднее стекла. Впрочем, это «горбатому» не помогло. Образец не понравился, и его направили на доработку. В 1958 году МЗМА создал новую версию малолитражки, которую назвали «Москвич-650» с измененными элементами оформления: переднее крыло с более высокой верхней частью, иная форма облицовки радиатора. От 444-го у новой модели сохранилась передняя подвеска на поперечной рессоре и сдвигающиеся вбок дверные стекла. Мотоциклетный двигатель МД-65 признали совершенно непригодным для автомобиля. Поэтому сначала на МЗМА, а потом и в НАМИ специально для будущего «запорожца» инженеры начали разрабатывать новое «сердце». Интересно, кстати, что во время «высочайшей» презентации новый двухцилиндровый оппозитный движок еще только проходил стендовые испытания, и поэтому на «горбатого» поставили мотор от BMW-600. Однако, несмотря на «бээмвэшное» сердце, 650-й повторил участь 444-го и в 1958 году вернулся в МЗМА – машину было необходимо усовершенствовать. В 1959 году появились новые опытные образцы будущего «Запорожца». Он уже не имел сдвигающихся окон, исчезли стреловидная выдавка и «гребенка», задние фонари снабдили катафотами не в средней, а в нижней части, подфарники установили в отдельных корпусах на крыльях. Чуть позже появились «горбатые» с измененными передними крыльями и выштамповками на передней панели – у них подфарники вернулись на передние крылья, а на передней панели появилась эмблема ЗАЗ и надпись «Запорожец». В июне 59-го в НАМИ были изготовлены два четырехцилиндровых двигателя ЗАЗ-965. Первый (ЗАЗ-965 Г) имел оппозитное расположение цилиндров и имел объем 0,75 литра, а второй (0,74-литровый ЗАЗ-965 В) был V-образным. По мощностным показателям обе конструкции были равноценными, но мотор «В» показался создателям лучше. Его и приняли. 25 октября 1960 года первый ЗАЗ-965 сошел с конвейера, а уже 22 ноября была закончена сборка уже целой партии «запорожцев», которая сразу разошлась по очередникам. Стоил он, кстати, 1200 полновесных советских рублей, а производился до 1969 года. Девять лет ходить с горбом – это не так уж и мало. Fiat 500 (1957-1975), Италия. Пятисоткубовый моторчик воздушного охлаждения стоял сзади. Мягкая крыша входила в стандартное оснащение. | | Fiat 600 Multipla (1955-1969), Италия. Предтеча нынешних минивэнов. Автомобиль длиной 3,53 м перевозил шесть человек. | | Москвич 444 Концепт ЗАЗ 965 | |
gazeta.ru |
|