Спидометр состоит из указателя скорости движения и суммарного счетчика пройденного пути.
Механизм указателя скорости (рис. 167) включает постоянный магнит, напрессованный на приводном валике, и алюминиевую картушку, укрепленную на оси. На верхнем конце оси расположена стрелка указателя скорости, а в средней части оси напрессована втулка со спиральной пружиной (волоском). Внутренний конец пружины укреплен на втулке, а наружный — на пластине, служащей для регулировки натяжения пружины при заводской регулировке указателя скорости.
Валик свободно вращается в корпусе спидометра и приводится во вращение гибким валом, соединенным с коробкой передач через специальный привод. Во время вращения магнита магнитные силовые линии пересекают картушку, в которой при этом создается электродвижущая сила. Возникающие в картушке электрические токи создают собственное магнитное поле. При взаимодействии поля вращающегося магнита с полем картушки возникает крутящий момент, вследствие чего картушка поворачивается в сторону вращения магнита. Этот момент уравновешивается спиральной пружиной (волоском).
Рис. 167. Механизм спидометра: 1 — регулировочная пластина; 2 — ось стрелки; 3 — волосок; 4 — барабанчик счетного узла; 5 — трубки; б — магнит; 7 — корпус; 8 — ведущий валик привода спидометра; 9 — ведомый валик; 10 — картушка.
Таким образом, картушка вместе с осью и стрелкой поворачивается на угол, пропорциональный частоте вращения валика спидометра, т. е. на угол, соответствующий скорости движения автомобиля.
Суммарный счетчик пройденного пути состоит из системы шестерен червячных пар и связанных с ними барабанчиков. Связанная с осью спидометра система шестерен червячных пар приводит во вращение крайний правый барабанчик счетного узла, который соответственно передвигает остальные пять барабанчиков, имеющих наружное зубчатое зацепление. Счетные барабанчики имеют зубья и связаны между собой трибками, помещенными на одной оси между каждой парой барабанчиков. На наружной стороне обода барабанчиков нанесены через равные промежутки цифры от 0 до 9. Суммарный счетчик имеет шесть барабанчиков, из которых крайний справа показывает десятые доли километра и по цвету цифр отличается от остальных пяти барабанчиков.
Накладка имеет окно, через которое видны цифры барабанчиков. Прибор отсчитывает один километр пройденного пути за 624 оборота оси магнита. После 100000 км пробега автомобиля цифры на барабанчиках сбрасываются и отсчет начинается заново с нуля. Ось спидометра смазывают вазелиновым маслом при его ремонте. Для разборки спидометра и снятия блока барабанчиков счетного узла необходимо отогнуть и снять с осей барабанчиков и трибок стопорную проволоку, снять оси, барабанчики и трибки. Снятие неисправных барабанчиков и установку новых выполняют, стараясь не сдвинуть рычаг регулировки скоростного узла.
Отвертывают три винта и отделяют от корпуса спидометра стойку барабанчиков вместе с осью, волоском и картушкой. Изношенные червячные пары и барабанчики заменяют новыми.
Рис. 168. Гибкий вал спидометра и его привод: 1 — комбинация приборов; 2 — пружина крепления комбинации приборов; 3—спидометр; 4 — шплинт-проволока; 5 — накидная гайка; 6—гибкий вал; 7—оболочка; 8—защитная трубка; 9—запорная шайба; 10—трос; 11—редуктор привода спидометра; 12—уплотнительные втулки
Собирают спидометр в обратной последовательности. После сборки спидометр проверяют на точность показаний на стенде по эталонному образцу. Основная допустимая погрешность указателя скорости спидометра при температуре (20±2)°С не должна превышать +3 км/ч при скорости до 60 км/ч и +5 км/ч при скорости выше 60 км/ч.
Передаточное число между приводным валиком спидометра и счетчиком пройденного пути равно 624 об/км.
Гибкий вал спидометра (рис. 168) — полуразборной конструкции, имеет оболочку 7 с надетой на нее хлорвиниловой трубкой 8, защищающей вал от попадания в него воды.
Длина гибкого вала составляет 2780 мм.
Накидной гайкой 5 гибкий вал спидометра присоединен к спидометру 3, а с противоположного конца—к редуктору II. Вставленный в оболочку трос 10 гибкого вала запирается шайбой 9. На ^/з длины оболочки (со стороны привода) при сборке вал
наполняют пластичной смазкой в количестве, достаточном для работы в течение всего срока службы вала. Для снятия гибкого вала спидометра необходимо: отвернуть накидную гайку 5 крепления гибкого вала к редуктору 11 на коробке передач, снять крышку туннеля пола, снять с гибкого вала резиновые уплотнители;
снять с туннеля пола механизм управления коробкой передач и рычаг привода стояночного тормоза. При помощи отвертки отогнуть в туннеле пола скобы крепления гибкого вала спидометра, отвернуть накидную гайку 5 крепления гибкого вала к спидометру 3 и отогнуть скобу крепления;
вытянуть из туннеля гибкий вал со стороны двигателя. Устанавливают гибкий вал спидометра в обратной последовательности.
Если необходимо вынуть из оболочки гибкого вала для замены только трос 10, то следует вытянуть трос в сторону редуктора 11 привода спидометра до упора и, слегка разводя концы запорной шайбы 9, снять ее. После этого трос легко вынимается из оболочки со стороны спидометра.