История модели
В ноябре 1956 года Совет Министров СССР принял решение наладить производство микролитражных автомобилей на Запорожском комбайновом заводе «Коммунар». Проектирование машины возложили на Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). Министр автомобильной промышленности Строкин, вскоре ставший заместителем председателя Госплана СССР, считал, что лучшим прототипом для нее станет Fiat 600, сконструированный Джакозой и только что поставленный на производство. Его точку зрения разделял и Андрей Липгарт, в то время заместитель директора НАМИ, который считал эту модель наиболее доработанной в конструктивном и технологическом отношениях.
Работы по проектированию машины на МЗМА начались осенью 1956 г., а первый опытный образец «Москвич-444» собрали через год, в октябре 1957-го. Учитывая дорожные условия нашей страны, конструкторы увеличили (по сравнению с «фиатовскими») размер дисков с 12 до 13 дюймов. Этот шаг повлек за собой существенные изменения в кинематике подвески, размерах колесных ниш и в целом ухудшил внешний вид автомобиля. Первоначально на «Москвиче-444» стоял не четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения, как на Fiat, а МД-65 Ирбитского мотоциклетного завода, имевший воздушное охлаждение. Испытания показали, что этот мотор непригоден для автомобиля ввиду его малой мощности (17,5 л. с.) и недолговечности. Поэтому сначала на МЗМА, а потом и в НАМИ начали проектировать новый двигатель. Из нескольких вариантов моторов был выбран компактный V-образный объемом 746 см куб.
В 1959 году техдокументацию передали из Москвы в Запорожье, а машина получила окончательный индекс «965» и имя собственное – «Запорожец». По установившейся традиции опытный образец автомобиля в июле 1960 года привезли для показа в Кремль. Хрущев машиной остался доволен, заявив: «Запорожец» будет хорошим подарком для трудящихся. Необходимо лишь, чтобы он был доступен по цене». Для ЗАЗ-965 она составила 1,8 тыс. послереформенных рублей.
В основу появившегося в октябре 1960 года ЗАЗ-965 легли конструктивные особенности и форму итальянского Fiat-600. Автомобиль имел несущий двухдверный кузов, рассчитанный на четырех человек, V-образный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, расположенный сзади, независимую подвеску всех колес, отлитые из магниевого сплава картеры двигателя и коробки передач.
В 1960 году на «ЗАЗе» полным ходом шла подготовка к производству новой машины. Первая партия была собрана 22 ноября, а до конца года с конвейера сошло около полутора тысяч «Запорожцев».
Наряду с базовой моделью 965 завод с 1962 года строил модификацию 965С, предназначенную для перевозки почты (с расположением руля справа, металлическими панелями вместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сиденья), а с 1963 года – модификации с ручным управлением для инвалидов.
После модернизации машины в ее индексе появилась буква А, производство же автомобиля началось в октябре 1962 года. Машина получила более тяговитый двигатель (ее мощность была увеличена с 23 до 27 л. с. при 4000 об/мин). Этого достигли благодаря увеличению с 746 до 887 см куб. рабочего объема. Скорость выросла с 75 до 90 км/ч, а расход топлива составлял 5,5 л/100 км.
ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А зарекомендовали себя как очень прочные и неприхотливые машины. Гладкое днище и хорошая загрузка ведущих колес (60% от полной массы) обеспечили модели неплохую проходимость. Однако малый объем багажника (100 л.), плохая динамика разгона, высокий уровень шума двигателя, двери с задними петлями, тесный салон вызывали определенные нарекания потребителей.
Производство ЗАЗ-965А было прекращено в мае 1969 года. Сменивший ее на конвейере «966-й» относился к более высокому классу авто как по массе, габаритам, техническим параметрам, так и по цене: страна лишилась самой дешевой модели особо малого класса. Сегодня перед украинскими автомобилестроителями остро стоит проблема создания народного автомобиля. А ведь в принципе такой автомобиль уже существует. И не надо далеко ходить, вот он, перед нами. Двигатель
Ровно через два года, в октябре 1962 года, модель претерпела небольшую модернизацию. Изменения коснулись внешности автомобиля, немного «подрос» кузов. Рабочий объем двигателя увеличился с 746 до 887 куб. см, соответственно с 23 до 27 л.с. (при 4000 об./мин) возросла и мощность. Максимальная скорость составила 90 км/ч, а расход топлива – 5,5 л/100 км. Полное название модели стало звучать как «Запорожец-965А» (представленный экземпляр как раз из их числа).
Несмотря на свой возраст, ЗАЗ-965 до сих пор пользуется любовью и уважением отечественных автомобилистов и предоставляет огромное поле деятельности для реставраторов и тюнингистов. Кто-то «наворачивает» эти небольшие машинки при помощи разнообразных современных агрегатов и аэродинамических обвесов, а кто-то по крупицам восстанавливает оригинал. Но и в том, и в другом случае неизменным остается одно – полная узнаваемость так полюбившегося за эти годы облика «горбатого».
Действительно, стоит взглянуть на формы и пропорции созданного более сорока лет назад кузова, как сразу теплеет на душе. Современная окраска не только не скрывает, а наоборот, подчеркивает эти плавные изгибы и нестареющие линии. В общий стиль автомобиля удачно вписались даже хромированные насадки на выхлопные трубы.
Салон
Широко распахивающаяся дверь позволяет легко проникнуть в салон, который сразу переносит нас в далекие шестидесятые.
Отвечающие за управление светом и стеклоочистителями одинаковые ручки, как и сигнальные лампы, растянулись по металлической передней панели. Тоненький обод руля большого диаметра позволяет легко считывать с приборного щитка лаконичную информацию: помимо скорости движения, водитель может узнать только количество бензина в баке, температуру масла и включены ли фары и «повороты».
Задние сиденья «горбатого» не балуют простором и уютом. Человек среднего роста уже упирается головой в потолок и обхватывает ногами передние сиденья. Зато процесс посадки на второй ряд в «Запорожце» даже легче и удобнее, чем на некоторых современных автомобилях.
Капот и багажник открываются из салона. Причем кнопка, отпирающая замок капота (напомним, что он у «Запорожца» сзади), расположена на средней стойке со стороны дверного проема, и воспользоваться ею можно только открыв дверь. Это исключает несанкционированное открывание капота на ходу.
Представленный в статье автомобиль – не выставочный образец, а вполне работоспособный экземпляр. Поэтому владелец, не нарушая общей стилистики внутреннего убранства, внес некоторые изменения в конструкцию машины и интерьер.
Для облагораживания салона сиденья, потолок и карты дверей обтянули натуральной кожей, а пол застелен плотным ковролином, что к тому же улучшило шумоизоляцию. Зная о проблемах с работой печки «965-го», штатную систему отопления заменили автономным отопителем фирмы «Герук». Картину адаптации «Запорожца» к повседневной жизни завершила установка более удобной ручки коробки переключения передач и магнитолы с СD-приводом.
Оптимизация конструкции
Наиболее распространенное решение проблемы перегрева V-образного двигателя «Запорожца» – установка дополнительных воздухозаборников большой площади. Но таким образом нарушается гармония внешнего вида. Поэтому в нашем конкретном случае применили систему принудительной подачи воздуха через штатный воздухозаборник. Как только мотор нагревается до 80оС, включается установленный в крыле вентилятор, который и нагнетает дополнительную порцию воздуха, охлаждающего мотор.
Итог
Большой дорожный просвет, гладкое днище и хорошая загрузка ведущих колес (на них приходится 60% общей массы) обеспечивают «965-му» неплохую проходимость. Но слабая динамика, высокий уровень шума и маленький багажник (100 л) делают повседневную эксплуатацию автомобиля непрактичной по сегодняшним меркам. Такой автомобиль можно иметь для души. Чтобы, покатавшись на нем несколько часов, получить заряд бодрости и энергии. ЗАЗ-965А (1960 г.) Общие данные | Тип кузова | купе | Дверей/мест | 2/4 | Габариты Д/Ш/В, мм | 3330/1395/1450 | База, мм | 2023 | Колея пер./задн., мм | 1150/1160 | Клиренс, мм | 175 | Масса снаряженная/полная, кг | 610/965 | Объем багажника, л | 100 | Объем бака, л | 30 | Двигатель | Тип | бенз. карб. | Расп. и к-во цил./кл. на цил. | V4/2 | Объем, см куб. | 887 | Мощность, кВт(л. с.)/об/мин | 19,8 (27)/4000 | Трансмиссия | Тип приводаКПП | задниймех. | Ходовая часть | Тормоза передние/задние | барабан./барабан. | Подвеска передняя/задняя | незав./незав. | Шины | 13 | Эксплуатационные показатели | Максимальная скорость, км/ч | 100 | Средний расх., л/100 км | 5,5 | Периодичность ТО | 2000 |
Плюсы | Минусы | Симпатичная внешность | Маленький багажник | Легкая посадка на задние сиденья | Слабый мотор | Высокая проходимость | |
autocentre.ua |
|