Впервые колеса этого автомобильчика прокатились по территории
нашего региона лет так десять назад. Какой-то ушлый поляк, из тех, кого относят
к категории «челноки», проштрафился перед таможней. Попался, перевозя в
естественных пустотах машины контрабандный товар – водку и сигареты. Не он был
первым, не он был последним. Но стражи границы были неумолимы – порядок для всех
один. И автомобиль отправили в отстойник, конфисковав. Там это чудо природы
простояло много лет, ожидая, пока за ним вернется владелец. Но он так и не
появился. И гнить бы конфискату и дальше, но решили его забрать добрые люди.
Надо сказать, что за время вынужденного простоя глаз на Fiat положил не только
его нынешний обладатель Владимир. Желающих было много, только никто не решился
пройти нелегкий путь переоформления транспортного средства. Владимир же все
законно оформил и явился забрать Fiat.
Готовясь транспортировать машину,
много лет простоявшую под открытым небом, Владимир и его помощник Алексей,
попытались проверить работоспособность двигателя. Собственно, тест был проведен
несложный: накинули клеммы на заряженный аккумулятор и повернули ключ зажигания.
Работники таможни, присутствующие при этом, ахнули – двигатель завелся! «Ну все,
- провожали машину и хозяина работники таможни. И с улыбкой добавляли: – Теперь
все девчонки – ваши!».
Своим ходом, конечно же, Fiat не поехал – ни давления
в шинах, ни тормозной жидкости в системе. Да и коробка передач, похоже,
барахлит. «Малыша» загнали в микроавтобус Ford Transit, закрепили и отвезли к
месту его нынешнего пребывания.
Надо сказать, что машина это действительно
редкая. Год выпуска – 1966. Правда, произведена не в самой Италии, а по лицензии
в Югославии. Именно поэтому носит название Zastawa.
Как известно, 600-ый Fiat
стал прообразом самого харизматичного автомобиля советских лет, героя
многочисленных анекдотов и баек. Прообразом «горбатого» ЗАЗ-965. Интересно,
встречались ли когда-либо советский «Запорожець» и Fiat 600 помимо тех случаев,
когда инженеры Запорожского Автомобильного Завода изучали прототипы для первой в
СССР микролитражки? У нас была уникальная возможность сравнить эти два
автомобиля (ЗАЗ-965, кстати, почти ровесник Fiat) не по заводским
характеристикам, а поставив их рядом.
Формы кузова, как считают многие, были
напрямую скопированы с заморской машины. Однако при общем сходстве существует
ряд различий. Бросается в глаза то, что даже при своих весьма скромных
габаритах, ЗАЗ-965 все-таки крупнее своего прототипа. Кто это там говорил о том,
что в «Запорожце» тесно? ЗАЗ-965 чуть-чуть длиннее и заметно шире. Как
помещались люди на заднее сиденье Fiat’а – загадка. Впрочем, у поляков до сих
пор в чести еще более компактный Fiat 126, в котором свободного пространства еще
меньше. Так ведь пользуется же популярностью!
Формы передних крыльев обоих
автомобилей почти одинаковы. А вот геометрия дверей и задних крыльев заметно
отличается. Итальянская машина выполнена с большим количеством изгибов. Выпуклая
штамповка есть даже на крыше! Советским инженерам подобные изыски показались
лишними, и «неровности» скруглили, помня о том, что необходимо обеспечивать
максимальную и простоту изготовления «Запорожца».
Подойдем к автомобилям
сзади. Вот тут разница колоссальная. Задок Fiat’а покатый. Очень похоже на
Volkswagen Kafer («Жук»). Двигатель у ЗАЗ-965 значительно крупнее (согласно
«легендам происхождения», советские инженеры отказались ставить копию
итальянского «оппозитника», чтобы не обвинили в плагиате), посему форму задку
придали такую, из-за которой машина и получила «горб». Кстати, у Fiat 600
охлаждение водяное, что позволило обойтись без воздухозаборников, какие есть по
бокам у «Запорожца». Правда, фиатовская крышка капота вся в вертикальных
прорезях: отвот теплого воздуха не помешает в любом случае.
В убранстве
салона одна общая линия – простота. Простота до безобразия. Кстати, доводилось
мне видеть чертежи и фотоизображения одного из маленьких французских автомобилей
– Renault 4CV. Видимо, с него и копировался внутренний дизайн для «Запорожца». А
вот двери – даже дверные замки! – практически полностью у ЗАЗа и Fiat
идентичны.
Впрочем, на этом сравнений хватит. Мы лишь продемонстрировали, что
ЗАЗ-965 и Fiat 600 имеют ряд серьезных отличий. Устройство ходовой и колеса
разного диаметра – лишнее тому подтверждение. Но при всей схожести «клоном»
итальянского «карапуза» «Запорожець» считать все-таки не стоит.
…Пока Fiat
Владимира все еще стоит под открытым небом. Но уже сейчас его знакомые заняты
поиском оригинальных запасных частей. В Польше встретить Fiat уже довольно
сложно, и многие детали пользуются высоким спросом коллекционеров, обладателей
таких машин. Но старт новой судьбе бывшего «узника совести», автомобиля Fiat 600
Zastawa уже дан. Будем надеяться, некоторое время спустя мы увидим полностью
отреставрированную машину. И, что не исключено, с калининградскими
регистрационными номерами. Как вы понимаете, автомобиль больше не будет
использоваться как емкость для перевозки контрабанды. Даешь честную жизнь, жизнь
с нового листа!
PACH
(c)