ЗАЗ.ру » ИНСТРУКЦИИ » АЛЬБОМ ЗАЗ 968М » СИСТЕМА СМАЗКИ
Информация к новости
  • Просмотров: 0
  • Автор:
  • Дата: 2-05-2005, 23:41
2-05-2005, 23:41

СИСТЕМА СМАЗКИ

Система смазки — комбинированная (рис. 10). Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, подшипники распределительного и балансирного валов, толкатели и валики коромысел; остальные детали — разбрызгиванием. Система смазки включает в себя масляный картер, приемник масляного насоса, масляный насос, центробежный маслоочиститель, масляный радиатор, систему подводящих и отводящих каналов, указатель уровня масла и маслозаливную горловину.


Масляный насос шестеренчатого типа смонтирован в отдельном корпусе из магниевого сплава, который крепится во внутренней полости картера коленчатого вала двумя шпильками. Редукционный клапан шариковый, выполненный в корпусе масляного насоса, срабатывает при давлении в масляной системе в пределах 5,5-7,5 кгс/см2; в эксплуатации не регулируется. От масляного насоса масло подается в переднюю опору и через передний коренной подшипник и полость вдоль переднего конца коленчатого вала — в центробежный маслоочиститель. Очищенное масло по внутренним полостям болта центробежного масло-очистителя и коленчатого вала поступает на смазку трущихся поверхностей и в масляный радиатор.


Центробежный маслоочиститель является фильтром тонкой очистки масла. До него масло очищается только сеткой приемника масла. В процессе работы двигателя за счет центробежных сил от масла отделяются твердые частицы и оседают на стенках корпуса и крышки. Чугунный корпус установлен на носке коленчатого вала, фиксируется на шпонке и крепится вместе с маслоотражателем специальным болтом, момент затяжки 10-12,5 кгс-м.


Крышка изготовлена из алюминиевого сплава, одновременно она используется как шкив привода вентилятора. Крепится крышка к корпусу шестью болтами через паронитовую прокладку. Для предотвращения неправильной установки меток ВМТ и МЗ, нанесенных на крышке, относительно корпуса одно из шести отверстий (обозначено меткой) смещено.


В крышку вворачивается храповик для прово-рачивания коленчатого вала вручную.


Маслоприемник состоит из колпака с сеткой и маслоподводящей трубкой с фланцем. К масляному насосу маслоприемник крепится болтами. Уплотнение достигается резиновым кольцом.


Масляный радиатор включен в систему смазки параллельно через калиброванное отверстие в штуцере-жиклере. Радиатор состоит из секций и завихрителей, омываемых воздушным потоком. Крепится радиатор на картере в развале цилиндров на трех шпильках через проставки и уплотняется торцами двух резиновых колец, одетых на трубки.


Радиатор представляет собой спаянные медью в защитной среде секции, штампованные из тонкой листовой стали, в которых установлены, для улучшения отвода тепла, специально выполненные завихрители, а между секциями установлены гофры.


Проставка радиатора — штампованная, выполнена из листовой стали и является основной несущей деталью. К ней припаяны ограничительные тарелки и трубки, на которые одеваются уплотни-тельные резиновые кольца.


При каждом снятии кожуха наружную часть радиатора необходимо продувать сжатым воздухом.


Вентиляция картера двигателя МеМЗ-968Э (мощностью 41 л. с.) закрытая, картерные газы из крышки распределительных шестерен через по-лихлоридную трубку отсасываются в неочищенную полость воздушного фильтра.


Вентиляция картера двигателей МеМЗ-968ГЭ и МеМЗ-968БЭ (мощностью 45 и 50 л. с.) также закрытая. Картерные газы из крышки распределительных шестерен отсасываются через трубку в очищенную полость фильтра.


Из воздушного фильтра картерные газы отсасываются карбюратором через горловину и дополнительно золотниковым устройством дроссельной заслонки карбюратора через трубку. Маслоотражатель, установленный в маслоуловителе воздушного фильтра, способствует конденсации масляных паров. Собравшееся масло в маслоуловителе фильтра стекает в прозрачную сливную трубку.


В процессе эксплуатации при накоплении масла в прозрачной трубке ее надо снимать и сливать масло.


Устройство вентиляции картера позволяет регулировать количество отсасываемых из картера газов в зависимости от режима работы двигателя.


При работе с малой частотой вращения коленчатого вала и на малых нагрузках золотник карбюратора лишь частично открывает перепускные отверстия и обеспечивает отсос небольшого количества картерных газов.


С открытием дроссельной заслонки золотник открывает отверстие полностью, увеличивая отсос картерных газов.


Контроль за работой системы смазки производится с помощью датчиков давления и температуры масла. Датчик аварийного давления масла ММ-111 А мембранного типа срабатывает при падении давления в системе до 0,4-0,7 кгс/см2.


Сигнализатором давления является лампочка, установленная на щитке приборов. При включении зажигания лампочка аварийного давления загорается, после пуска двигателя гаснет. Горение лампочки на рабочих режимах указывает на неисправность датчика или двигателя.


В этих случаях дальнейшая эксплуатация, до обнаружения и ликвидации дефекта, недопустима.


Рекомендуется периодически вывертывать датчик и проверять давление масла по контрольному манометру.


Давление масла при оборотах коленчатого вала в 3000 об/мин и температуре масла 80°С должно быть не менее 1,2 кгс/см2.


Датчик температуры масла ТМ-100А установлен в передней части поддона картера.


При монтаже и демонтаже датчика следует пользоваться торцовым ключом во избежание его повреждения.


Указатель температуры масла размещен на щитке приборов и указывает температуру масла в картере двигателя. Рабочая температура масла 80-110°С.


Уровень масла контролируется по маслоизмерителю. Во время эксплуатации уровень масла в картере двигателя следует поддерживать между двумя рисками, нанесенными на маслоизмерителе.


alt


Рис. 10. Схема смазки двигателя: 1 — крышка центробежного маслоочистителя; 2 — вертикальный канал подвода масла к распредвалу; 3 — поперечный масляный канал подачи очищенного масла; 4 — вал балансирного механизма; 5 — маслозаливная горловина; 6 — распределительный вал; 7 — головка цилиндров; 8 — продольный канал подвода масла к толкателям; 9 — датчик давления масла; 10 — маслосливная трубка; 11 — валики коромысел; 12 — масляный радиатор; 13 — штуцер слива масла; 14 — жиклер-штуцер подачи масла; 15 — продольный канал подвода очищенного масла к коренным подшипникам; 16 — штанга; 17 — подвод масла к толкателям двух выпускных клапанов (первая пара цилиндров со стороны вентилятора); 18 — проточка в толкателе; 19 — вставка (только на двух толкателях выпускных клапанов); 20 — толкатель (двух выпускных клапанов); 21 — поперечный канал подвода очищенного масла к коренным подшипникам; 22 — каналы подвода масла к шатунным шейкам; 23 — штанга толкателей; 24 — толкатель; 25 — канавка в коренных подшипниках; 26 — вертикальный канал от масляного насоса; 27 — насос масляный; 28 — маслоприемник; 29 — продольный канал от насоса; 30 — масло в поддоне; 31 — маслоизмери-тель; 32 — датчик температуры масла; 33 — вертикальный канал от насоса; 34 — полость центробежного маслоочистителя.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.