Источником питания приборов при неработающем двигателе служит аккумуляторная батарея. Она питает стартер, приборы системы зажигания, приборы освещения и сигнализации, отопительную установку, стеклоочиститель и стеклоомыва-тель, приборы контроля.
При работающем двигателе (на оборотах коленчатого вала выше минимальных) все источники потребления электроэнергии и аккумуляторная батарея питаются от генератора. На автомобиль устанавливается аккумуляторная батарея 6СТ-55 (может устанавливаться и 6СТ-45).
Техническая характеристика
Номинальное напряжение, В | 12 |
Номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда и температуре электролита 25°С, А ч | 55 |
Разрядный ток, А при 20-часовом режиме разряда | 2,75 |
при стартерном режиме и температуре электр лита 18°С | 5,5 |
Необходимое количество электролита для одной батареи, л | 3,8 |
Время разряда: | |
до напряжения 8,4 В, с | 30 |
до напряжения 6 В, мин | 3 |
Габаритные размеры, мм | |
длина | 260 |
Ширина | 172 |
Высота | 233 |
Масса,кг с электролитом | 21 |
Масса,кг без электролита | 17 |
Батарея состоит из шести последователь соединенных элементов напряжением по 2 В. Каждый элемент размещен в отдельном отсеке состоит из положительных и отрицательных пластин, разделенных сепараторами.
Малая толщина и большая пористость сепараторов обеспечивают малое внутреннее сопротивление батареи и, тем самым, позволяют получить большую силу разрядного тока при низких температурах.
Каждый отсек закрыт крышкой с отверстиями по краям для прохода полюсных выводов и с центральным резьбовым отверстием для слива электролита и контроля его уровня. Центральное отверстие закрыто пробкой с отверстиями, через которые выходят газы, образующиеся в батарее.
Элементы батареи соединены между собой мостиками. Крышки отсеков и соединительные мостики залиты специальной мастикой, которая хорошо герметизирует отсеки батареи и предохраняет соединительные мостики от повреждений.
Крайние элементы батареи имеют конусообразные полюсные выводы для подсоединения клеммных наконечников проводов. На положительном полюсном выводе имеется знак "+".
Необходимо уделять должное внимание уходу за батареей, так как нормальная работа автомобиля в значительной степени зависит от исправной хорошо заряженной батареи.
Батарея (особенно ее верхняя часть) должна быть всегда чистой и сухой. Очищать батарею следует щеткой с жесткой щетиной, не допуская попадания внутрь грязи и пыли. Если на поверхность батареи пролит электролит, его следует вытереть чистой ветошью, смоченной в 10% растворе нашатырного спирта или соды.
Следует не допускать попадания электролита на металлические части автомобиля, так как это приводит к коррозии. Такие места следует защищать и окрашивать кислотостойкой краской.
Полюсные выводы (особенно положительный), наконечники и зажимы следует периодически (не реже, чем через 10 000 км пробега) очищать щеткой, обмывать теплой водой и смазывать техническим вазелином.
Необходимо следить за целостностью корпуса и заливочной мастики батареи, проверяя, нет ли трещин и просачивания электролита, прочищать вентиляционные отверстия в пробках.
Гайки клеммных наконечников проводов должны затягиваться или отвертываться только гаечным ключом. Пользоваться для этой цели плоскогубцами нельзя. Не допускается также ударять по клеммному наконечнику, чтобы снять или надеть его на клемму, или дергать наконечник за провод, чтобы снять с клеммы. Такие действия могут привести к образованию трещин в крышке элемента или в заливочной мастике и вызвать утечку электролита.
Через каждые 2500 км пробега или через каждые 15 дней (если автомобиль не находится в эксплуатации) необходимо проверять уровень электролита.
Не реже одного раза в три месяца, если наблюдаются отказы в запуске двигателя, следует проверять степень заряженности батареи замером плотности электролита.
Если автомобиль длительное время не эксплуатируется, батарею ежемесячно следует подзаряжать.