Генератор
На двигателе установлен генератор переменного тока Г502-А (рис. 24), который представляет собой трехфазную шестиполюсную электрическую машину с электромагнитным возбуждением, встроенным выпрямительным блоком ВБГ-2А, соединенным в трехфазную мостовую схему двухполупериодного выпрямителя.
Техническая характеристика
Максимальная сила тока, А | 30 |
Номинальное напряжение, В | 12 |
Начальная частота вращения, при которой достигается напряжение на зажимах 12,5 В, при температуре окружающего воздуха +20°С, об/мин: | |
при силе тока, равной нулю, не более | 1200 |
при силе тока 20 А, не более | 2500 |
Максимальная частота вращения ротора, об/мин | 7500 |
Масса генератора, кг | 3,5 |
Передаточное отношение шкива коленчатого вала к шкиву генератора | 1,35 |
Генератор установлен в расточке направляющего аппарата вентилятора и крепится к нему тремя болтами. Привод генератора осуществляется от шкива, установленного на приводном валу генератора. Охлаждение генератора осуществляется потоком воздуха, проходящего через отверстия в колесе вентилятора.
Статор представляет собой пакет пластин, в пазах которого заложена трехфазная обмотка, состоящая из шести непрерывно намотанных катушек.
Ротор состоит из обмотки возбуждения, расположенной на стальной втулке, двух штампованных клювообразных полюсных наконечников, напрессованных на вал до упора в торцы втулки. К торцу полюсного наконечника напрессованы на изолированной втулке два контактных кольца, к которым припаяны два вывода обмотки возбуждения. Ротор вращается на двух шариковых подшипниках закрытого типа. На задней крышке расположены два пластмассовых щеткодержателя со щетками. Одна щетка присоединена на "массу", вторая — к выводному болту. С наружной стороны генератора на крышке установлен выпрямительный блок ВБГ-2А. Передняя и задняя крышки с расположенным между ними статором стянуты четырьмя болтами.
Уход за генератором заключается в регулярной проверке натяжения ремня вентилятора (генератора).
При ТО-2 (через каждые 60 000 км пробега) снять с двигателя генератор, разобрать, промыть и продуть сжатым воздухом, изношенные детали заменить, заложить в подшипники свежую смазку.
Стартер
На двигателе установлен стартер СТ368, который представляет собой электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения.
Стартер включается с помощью электромагнитного тягового реле (при подаче напряжения от замка зажигания через дополнительное реле) типа РС904-А, смонтированного на фланце крышки стартера.
Техническая характеристика
Номинальное напряжение, В | 12 |
Номинальная мощность, кВт | 0,87 |
Сила тока холостого хода, А, не более | 70 |
Частота вращения якоря на холостом ходу, об/мин | 5000 |
Сила тока при тормозном моменте 0,66 кгс-м, не более | 260 |
Напряжение включения тягового реле в момент соприкосновения шестерни привода с прокладкой толщиной 20 мм, помещенной между шестерней и ее упором, В, не более | 9 |
Число зубьев шестерни привода стартера | 9 |
Стартер имеет четыре полюса, на которых расположены катушки возбуждения, три из которых соединены между собой последовательно, одна — параллельно им. Катушки закреплены в корпусе винтами. Якорь стартера вращается на двух бронзографитовых втулках, установленных на передней и задней крышках. На якорь намотана двухслойная обмотка, состоящая из секций. Колпак, задняя и передняя крышки с расположенным между ними статором (корпусом) стянуты двумя стяжными болтами. На задней крышке винтами закреплен пластмассовый щеткодержатель. На конце вала якоря находится привод стартера, состоящий из шестерни и муфты свободного хода.
Уход за стартером заключается в проверке надежности крепления (при ТО-1, через каждые 10 000 км пробега).
При ТО через каждые 30 000 км пробега снять с двигателя стартер для профилактического обслуживания.
Рис. 24. Генератор и стартер: 1 — крышка со стороны контактных колец; 2 — щетка; 3 — щеткодержатель; 4 — полюсный наконечник; 5 — обмотка возбуждения; 6 — втулка; 7 — крышка; 8 — шарикоподшипник; 9 — ротор с обмоткой возбуждения; 10 — болт стяжной; 11 — пакет пластин; 12 — обмотка статора; 13 — контактные кольца; 14 — крышка реле; 15 — контактный диск; 16 — шток реле; 17 — корпус реле; 18 — обмотка реле; 19 — пружина якоря; 20 — якорь реле; 21 — серьга якоря; 22 — рычаг; 23 — крышка со стороны привода; 24, 35 — втулки якоря; 25 — зубчатое колесо; 26 — роликовая муфта; 27 — якорь; 28 — статор; 29 — катушка возбуждения; 30 — полюсный винт; 31 — полюс; 32 — болт; 33 — прокладка изоляционная; 34 — колпак; 36 — щеткодержатель; 37 — пружина щетки; 38 — крышка со стороны щеток; 39 — щетка; 40 — вывод от катушки; 41 — контактный болт; 42 — дополнительный контакт.