Снять распределитель зажигания не представляет трудности:
отсоедините провода и трубочку вакуум-корректора, отверните гайку, крепящую неподвижную пластину октан-корректора к корпусу привода, снимите крышку распределителя. Затем, поворачивая распределитель из стороны в сторону, выдерните его вверх.
Перед снятием распределителя желательно по метке на центрифуге поставить коленчатый вал в положение верхней мертвой точки первого цилиндра (бегунок распределителя должен быть напротив клеммы черного провода). Это упростит задачу последующего монтажа распределителя на двигатель.
Самая распространенная операция с распределителем _ это регулировка зазора в прерывателе и момента зажигания.
Повсеместный переход от измерения зазора в прерывателе к измерению угла его замкнутого состояния (УЗСК) вызван возможностью получения прямой характеристики, влияющей на мощность искрообразования, и повышения точности измерения.
Для “Запорожца” переход к измерению УЗСК прерывателя еще более оправдан. Действительно, распределитель зажигания в нем расположен таким образом, что контроль зазора фактически делается на ощупь, и его результат не вызывает доверия.
Для измерения УЗСК снимаем ротор (бегунок) распределителя и на торец вала опускаем маленький магнит (например, от старого микроэлектродвигателя); на магнит кладем большую канцелярскую скрепку с отогнутым концом в виде буквы Г. Так получилась стрелка. В качестве шкалы используем полоску бумаги длиной 31,6 мм, приклеенной на боковую поверхность корпуса распределителя. На полоску наносим риску на расстоянии 28,2 мм (рис. 20). Общая длина полосы характеризует максимальный угол, до риски — минимальный. Установленное заводом значение УЗСК 48° ±3° здесь переведено в длину дуги. УЗСК измеряется просто. К прерывателю (к клемме черного провода) подключают лампочку, подсоединенную вторым проводом к “массе”. Включают зажигание и пусковой рукояткой проворачивают коленчатый вал. Как только лампочка погасла ставят стрелку вровень с началом шкалы. Затем медленно продолжают поворачивать коленчатый вал до момента включения лампочки. Если стрелка окажется между риской и концом шкалы — все в порядке, если до риски — надо уменьшать зазор, после конца шкалы — увеличивать.
С помощью такого приспособления выставлять зазор в прерывателе удобнее, чем по автотестеру, так как здесь регулировка зазора проводится одновременно с измерением. Автотестером можно измерить УЗСК при работе двигателя.
Установку момента зажигания можно проводить на неработающем и работающем двигателе. Наиболее простой способ — по совпадению меток Мз на шкиве и крышке распределительных шестерен в момент зажигания лампочки, присоединенной к клемме прерывателя и “массе”. При этом коленчатый вал медленно прокручивается пусковой рукояткой, а крышка распределителя снята для контроля положения ротора в районе клеммы прерывателя (Мз первого цилиндра).
Этот способ ориентировочный и иногда его бывает недостаточно.
При наличии стробоскопа момент зажигания более точно можно проверить при работающем двигателе на любых режимах. Однако совпадение риски Мз на маховике и риски на крышке распределительных шестерен должно быть только на минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала. При большей частоте вращения коленчатого вала будет сказываться влияние центробежного регулятора и, соответственно, метка уйдет в сторону опережения. При измерении трубку вакуумного регулятора надо снять.
По стробоскопу можно легко определить неисправность центробежного и вакуумного регуляторов, распределителя зажигания.
Центробежный регулятор обычно проверяют качественно: при плавном увеличении частоты опережение должно плавно увеличиваться, при уменьшении — уменьшаться.
Для более точной проверки центробежного регулятора можно воспользоваться паспортными данными распределителя зажигания Р-114Б, представленными в виде дроби: в числителе — значение угла опережения (в град.), в знаменателе — частота вращения коленчатого вала (в 1/мин), при которой должен быть этот угол. Данные образуют ряд:
3,5—6,5 | 6,5—9,5 | 9,5—12,5 | 16—19 |
500 | 800 | 1200 | 2000 |
Нормальная работа вакуумного регулятора подтверждается отклонением метки Мз в сторону опережения при подключении трубки вакуумного регулятора на частоте вращения коленчатого вала двигателя 2000—2500 /мин. Если этого не происходит причиной может быть засорение трубки или подсос наружного воздуха.
Способы определения момента зажигания по меткам не учитывают требуемой корректировки его из-за разброса параметров фактически применяемого топлива. Поэтому окончательно определяют правильность установки момента зажигания на ходу автомобиля. Для этого, двигаясь на скорости 40—45 км/ч, резко нажмите на педаль привода дроссельной заслонки и прислушай-тесь к шуму двигателя. Если при” этом возникают незначительные я быстро проходящие детонационные стуки — все нормально, если их нет — надо дать большее опережение, стуки не прекращаются — уменьшить опережение.
Изменение момента зажигания осуществляется поворотом корпуса распределителя зажигания. При установке момента зажигания по метке лучше октан-корректор поставить в среднее положение (нулевая риска), а распределитель вращать при отпущенном хомуте крепления корпуса. Тогда при необходимости корректировки на ходу можно воспользоваться октан-корректором. Он позволяет изменять момент зажигания относительно нулевой риски до 6° как в сторону опережения, так и в сторону запаздывания.
Для удобства пользования октан-корректором стоит заменить шестигранную гайку крепления подвижной пластины на большую круглую с насечкой, чтобы отворачивать и заворачивать ее можно было без ключа.
Хотим напомнить, что изменение зазора в прерывателе изменяет угол опережения зажигания. При увеличении зазора угол опережения увеличивается, и наоборот. Поэтому регулировка зазора требует соответствующей корректировки момента зажигания.
Рис. 20. Измерение угла замкнутого состояния контакта распределителя:
1 — корпус распределителя, 2 — магнит, 3 — стрелка, 4 — шкала, 5 — лампочка