ЗАЗ.ру » СТАТЬИ » ЗАЗ НОВОСТИ » Без шума и пыли
Информация к новости
  • Просмотров: 0
  • Автор: SHKIPER
  • Дата: 23-12-2004, 18:12
23-12-2004, 18:12

Без шума и пыли

Категория: СТАТЬИ » ЗАЗ НОВОСТИ


































Краткое напоминание


О конструкции и истории создания этой машины мы уже рассказывали («АЦ» №
1-2’2001 и «АЦ» № 25’2004). Напомним, что работа над украинским электромобилем
началась более 30 лет назад, когда в Запорожском ЗМИ создали опытный образец на
базе ЗАЗ-968. Однако после некоторых успехов процесс застопорился из-за
недостаточного уровня развития технологий производства аккумуляторных батарей.


Возрождение этого движения пришлось на конец прошлого века. В 1994 году
«Таврия-Электро» прошла испытания, и ей присвоили индекс ЗАЗ-1109, а в начале
1995 г. опытный образец получил государственные номерные знаки в ГАИ. И лишь
несколько недель назад машину оснастили новыми тяговыми свинцово-кислотными
батареями, которые приводят в действие электромотор с параллельным возбуждением
(производства российского завода «Сарапуль») номинальной мощностью 12,5 кВт и
максимальной – 25 кВт.


Прочь от розетки!


Перед поездкой в течение 8 часов под завязку «заправляем» АКБ ЗАЗ-1109. Таких
зарядок она выдерживает 400, что обеспечивает суммарный пробег в 40 тыс. км. Для
электромобиля это отличный результат. Кстати, для осуществления заряда не нужна
специальная зарядная станция. Бортовое зарядное устройство питается от обычной
электросети 220 В/10 А.


Вытаскиваем вилку из розетки, сматываем шнур – и в путь.


И тишина…


Поворачиваю ключ зажигания и… ничего не происходит! Нет привычного жужжания
мотора, вибрации и всего прочего. Выжав сцепление, включаю первую передачу. При
старте нужно просто снять стояночный тормоз и нажать на газ.


Машина беззвучно трогается с места и едет. При выезде со двора приходится то
и дело сигналить пешеходам. Ведь единственный шум, который издает
«Таврия-Электро» при движении, – шуршание покрышек по асфальту. Довольно
вальяжно электромобиль выезжает на проспект и вливается в общий поток. При
разгоне и переключении передач приходится ориентироваться по спидометру, ведь
мотора практически не слышно. На скорости 30 км/ч включаю вторую передачу, а при
60 – высшую, третью.


По большому счету, можно трогаться и ездить на любой передаче, просто
разгонная динамика и расход будут отличаться. Так, на первой скорость ниже, а на
третьей из-за повышенной нагрузки больше расход электроэнергии при старте. Но
если лень переключаться, то можно все время ездить по городу на «компромиссной»
второй передаче.


В пробках достаточно нажать на тормоз, и машина останавливается. Выключать
передачу или выжимать сцепление не нужно. То же и при старте. Просто отпустил
педаль тормоза, нажал на газ и поехал. Одним словом, алгоритм управления такой
же, как у машин с автоматической коробкой передач.


Интересно, что задняя передача включается не рычагом – электромотор кнопкой
переключается в режим реверса, и получается, что назад тоже три передачи, как и
вперед.


В общем потоке машин динамики вполне достаточно. А вот при обгонах дефицит
мощности ощущается остро. Привычно совершить быстрый маневр, проскочить или
резво кого-то обогнать не получается. Впрочем, расстояние от перекрестка до
перекрестка наш электромобиль проходит вровень с остальными, отставая лишь на
скоростных прямых.


Пока еще рано


При среднем годовом пробеге в 20 тыс. км на «заправку» электромобиля придется
потратить около 700 грн. В то время как на обычной машине даже с очень низким
расходом в 5 л на 100 км – порядка 3 тыс. грн. Однако не следует сбрасывать со
счетов стоимость замены батарей. Амортизация батарей в год потянет на 1000 у.
е., что практически лишает машину одного из главных козырей – экономичности в
эксплуатации. Но не стоит забывать, что это лишь рабочий вариант автомобиля.
Исследования продолжаются, и поиск подходящих источников энергии как в Украине,
так и за рубежом не прекращается. Ведь остальные «козыри» – экологическая
чистота, легкость в управлении и бесшумность – стоят того, чтобы трудиться над
преодолением препятствий на пути к серийным электромобилям. Они куда дешевле и
проще в изготовлении, чем, скажем, машины с гибридными силовыми установками или
на топливных элементах. Да и запасы «черного золота» не безграничны, что
отчетливо ощущается на бензозаправках.






























































































ЗАЗ-1109

Общие данные
Тип кузова универсал
Дверей/мест 3/2
Габариты, Д/Ш/В, мм 3708/1554/1410
База, мм 2320
Колея передн./задняя, мм 1234/1290
Клиренс, мм 162
Запас хода, км до 140
Двигатель
Тип электро
Мощность номинальная/максимальная, кВт 12,5/25
Макс. кр. мом., Нм 125
Трансмиссия
Тип привода передний
КПП мех. 3-ст.
Ходовая часть
Тормоза передние/задние диск./барабан.
Подвеска передняя/задняя незав./полузав.
Шины 155/70 R13
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч 90
Расх. энергии, кВт/ч на 100 км 20 – 25
Периодичность ТО, км 40000

 


 

 


 


 


 


Андрей Волощенко
Фото Андрея Яцуляка





















 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


autocentre.ua


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.