Горбатый. Из грязи в князи. Когда-то он был самым доступным, самым массовым и, безусловно, самым обсуждаемым советским автомобилем. Предметом роскоши в обьщем-то спартанской жизни наших предков. Но уже буквально несколько лет назад таких как он покупали за бутылку водки и дарили внукам за пятерки - для технического развития. Сегодня он - живая история. Он самый популярный герой анекдотов - а это верный признак любви. Он всегда будет вызывать улыбку водителей и дарить частичку радости унылым прохожим. Иначе быть и не может, потому что Он - знаменитый ЗАЗ-965 - «Горбатый Запорожец»! Клиническая смерть На протяжении 39 долгих лет он ежедневно исправно служил своим хозяевам и в последние годы своей жизни находился во владении древнего дедушки, который ездил на дачу, возил на бедняге доски, рассаду и мешки с картошкой. В общем, держал в черном теле. А тело уже было на последнем издыхании - умершие амортизаторы, сцепление, требующий капитального ремонта двигатель... Плюс неработающие стоп-сигналы, поворотники, щиток приборов и угнетающий внешний вид. Уже замаячила перед ним печальная перспектива свалки. Но не тут-то было... Все дело в том, что с недавнего времени я стал увлекаться старинными автомобилями: собирал о них литературу, искал информацию в Internet, и постепенно увлечение полностью меня захватило. Когда однажды я увидел стоящий на обочине прекрасно отреставрированный ЗАЗ-965, то понял - вот то, что мне нужно! Приобщаться к рядам владельцев классических авто нужно постепенно, а начинать здорово именно с «Запорожца», несложного в обслуживании и ремонте и недорогого при покупке. После длительных поисков я и встретился с этим экземпляром. В процессе подбора попадались и машины в очень хорошем состоянии, но хозяева просили суммы, за которые можно купить, скажем, довольно молодую подержанную иномарку. Такие варианты меня, естественно, не устраивали, и пришлось согласиться на покупку ЗАЗ-965 1964 года "в прединфарктном состоянии". Процесс сделки вместе с оформлением документов занял полдня, и предмет моего трепета - горбатый неуклюжий автомобильчик отбуксирован в гараж. Встал вопрос - с чего начать? Bторое рождение Как любое важное дело, восстановление автомобиля нужно начинать с определения конечной цели, способов ее достижения и бюджета проекта. Итак, по порядку: наш «Запорожец» после всех манипуляций должен обернуться эксклюзивным автомобилем для неспешного передвижения по городским улицам, обладающим всеми качествами «поворачивателя голов». Должно получиться эдакое «лекарство от стресса», воплощенное в металле. Что касается способов достижения, то самый простой из них - отдать «Запорожец» в автомастерскую на профессиональную реставрацию. В этом случае возникают два нюанса: во-первых, в Иркутской области трудно найти профессиональных мастеров-реставраторов, во-вторых, если таковые находятся, то за свою работу они как минимум попросят сумму, равную стоимости уже упоминавшейся подержанной иномарки. А мой бюджет был строго ограничен и равен тысяче долларов. Но если руки растут, откуда нужно, то большинство работ можно сделать самому, тогда как раз и можно уложиться в указанную сумму. Так я и поступил, но перед началом работ пришлось изучить кучу документов, инструкций и руководств по ремонту автомобилей (это заняло львиную долю всего времени, потраченного на реставрацию). И... работа закипела... Старичок ЗАЗ был полностью разобран: снят двигатель с коробкой передач, вся оптика, наружное остекление, двери и убранство салона. С помощью болгарки и металлической щетки с кузовных деталей была снята краска, точнее несколько ее слоев, кое-где толщиной в палец (!). Да еще шпатлевки оказалось немеряно - прежние хозяева не слишком утруждали себя рихтовкой вмятин, просто замазывали их толстыми слоями шпатлевки. Все это требовалось удалить до чистого металла. Кстати, о металле. Он оказался на удивление прочным, и сварочному аппарату пришлось поработать только над нижней частью передних крыльев: старый металл был вырезан, а на его место аккуратно вварены фрагменты крыльев от ВАЗ-2106. Встали, как родные! После полного удаления старого лакокрасочного покрытия взору открылись «боевые раны» - многочисленные вмятины разных размеров и происхождения. Началась "пластическая хирургия". Нужно было максимально выровнять поверхности, чтобы впоследствии накладывать как можно меньше шпатлевки На этом этапе работ самое главное - четкое дозирование усилий, терпение и настойчивость. Больше всего времени заняла рихтовка крыши - на ней будто когда-то устраивали танцы до упаду! . Если почитать статьи по восстановлению кузовной геометрии, создается впечатление - что без инструмента и оборудования на несколько тысяч долларов ловить тут совершенно нечего. Но это неверно. 90% всех вмятин и неровностей не попадавшего в крупные аварии старого автомобиля можно исправить при помощи..рук, пары молотков различного веса и даже... кувалды. Итак, когда "не без помощи кувалды и такой-то матери" геометрия кузова оказывается частично восстановлена - пора братся за шпатель. Технология работы со шпатлевкой была мною тщательно изучена, и после ряда "проб и ошибок" которые в данном случае к счастью поправимы, в итоге получилось очень даже неплохо. Далее пошла основная по моей машине статья расходов - грунтовка и покраска поверхности. Скажу сразу: если нет глубоких знаний, достаточного опыта и оборудования, лучше не браться за покраску самостоятельно. Покрасить можно, а вот добиться высокого результата от которого зачастую зависит судьба автомобиля вряд ли удастся. Вот и я не стал эту самую судьбу испытывать и обратился в автосервис. Тем более, покрытие - «металлик», в который было решено выкрасить ЗАЗик, требовало исключительно профессионального подхода. За работу попросили 15 тысяч деревянных. В эту сумму входила как стоимость расходных материалов, а их оказалось немало( краска цвет № 248 (сине-фиолетовый металлик), разбавитель, лак, отвердитель лака и грунт), так и стоимость окончательной обработки поверхности перед грунтованием - чистовой шлифовки. В сервисе машина простояла около двух месяцев из-за большой очереди и прямо скажем - неторопливой работы мастеров. (Отпускать чтоли не хотели?) В то время как «Запор» находился в малярке, был проведен капитальный ремонт двигателя, навесное оборудование заменено новым, заменено сцепление, отрегулирована коробка передач. Многие скажут: «Родной двигатель - отстой, если уж ставить, то хотя бы от Таврии!». Соглашусь с тем, что двигатель МеМЗ-966 - не шедевр, но... Изучение внушительной стопки материалов, посвященных «вживлению» в ЗАЗ-965 двигателей от «Оки», «Таврии», продукции ВАЗа и т. д. привело к однозначному выводу: это настолько серьезная переделка ВСЕГО автомобиля, что для ее осуществления нужно быть как минимум талантливым профессиональным инженером. Поэтому решено было хорошо отрегулировать имевшийся МеМЗ. Он неприхотлив в обслуживании и отремонтировать его можно буквально «на коленке». Это отличная отправная точка для начинающего тюнера: улучшать его характеристики путем легкого вмешательства в конструкцию можно почти бесконечно! И вот настал долгожданный день, когда из автосервиса позвонили и сообщили, что можно забирать машину. Когда я ее увидел, у меня не было слов, только эмоции! Я никогда не видел перед собой ТАКОГО «Запорожца». Передо мной стоял совсем другой автомобиль - настолько он изменился. Сверкающий глянцем свежего покрытия красавец был доставлен в гараж, и работа над ним продолжилась. Были поставлены на свое законное место двигатель с коробкой передач, полностью заменена передняя подвеска и рулевой механизм. Диски колес в связи с полной негодностью были заменены на аналогичные, находящиеся в хорошем состоянии. Как известно, в 60-х годах на автомобили любили устанавливать хромированные детали. ЗАЗ-965 не стал исключением: он обзавелся хромированными бамперами, рамками и ручками дверей, ободками фар и подфарниками, эмблемой на капоте и надписью «Запорожец» на передке. Купленный мной экземпляр был вообще без бамперов, а остальные детали, которые должны ,были быть хромированными, закрасили. Их удалось отмыть отечественной смывкой для удаления старой краски (страшная вещь - отдирает краску комками и воняет жутко). Смывка также помогла удалить краску с мест, куда болгарка со щеткой добраться не могли. С бамперами получилось сложнее... В процессе поиска попадались исключительно ломаные и ржавые, но кто ищет, тот всегда найдет! Однажды мне лучайно попался точно такой же «ЗАЗ» с новенькими хромированными бамперами. Сама машинка восстановлению не подлежала, а вот бамперы каким-то чудом сохранились. Но ее хозяин наотрез отказался отдавать их отдельно от машины, настаивал, чтобы забрали ее всю. Так я стал владельцем еще одного ЗАЗ-965, который приобрел почти даром в сущности только из-за бамперов. Однако позже выяснилось, что с него еще много чего можно скрутить, ведь владея такой машиной, надо заботиться о наличии в гараже необходимых запчастей. Затем я поставил стекла, которые также пришлось покупать: родные были в плачевном состоянии и не внушали оптимизма. Итак, мой «Запорожец» наконец-то стал обретать черты настоящего автомобиля, но лишь внешне — салон был только в планах. Решили оформить его в светлой цветовой гамме, которая будет удачно сочетаться с темно-синим кузовом, ведь нам нужен шоу-стоппер! Перетяжку салона, как и покраску, доверили специалистам, которые все сделали в лучшем виде, удачно сочетав ретронотки и современный дизайн. Плюс «кричащие цвета», придавшие салону эксклюзивность. Bыход в свет 5 февраля 2004 г. ЗАЗ-965 под сценическим псевдонимом «Железный Капут» отпраздновал свое второе рождение. Первый выезд в город превратился в театрализованное представление: прохожие и водители рисковали свернуть себе шею, когда я проезжал мимо. На бывший когда-то невзрачным «Запор» показывали пальцем, на стоянках рассматривали, расспрашивали, за сколько купил это чудо.... И неудивительно — я управлял легендой! Труды не прошли даром, эта машина никогда не затеряется в безликом потоке заполонивших сибирские улицы "японцев" и будет напоминать о ностальгических 60-х. Планы на будущее Сделано много, а в планах, как всегда, еще больше: установка дисковых тормозов, увеличение мощности движка, небольшой тюнинг подвески, установка аудиосистемы и т.д. Так что впереди у моего ЗАЗика долгая и насыщенная жизнь. Уже вторая по счету... Андрей Рихтер(Andro) Олег Панкратов (Tebus) |