Мини-доработки в ходовой Улучшение эксплуатационных характеристик ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А их владельцами в далекие 60-ые и 70-ые годы – отдельная тема для обсуждения. Большинство из них применялись широко. Однако некоторые экземпляры автомобилей содержат интересные вещи. Больше интересные, конечно, с исторической точки зрения, нежели с современных позиций адаптации автомобиля в современных условиях. Итак, «похвастаюсь» про второй свой «Запорожець». Бывший владелец машины был военным летчиком. Некоторое время заведовал специальными цехами в воинской части, где ему могли изготовить для машины практически все, что угодно. Например, сварили широкий багажник на крышу. Или пошили из парашюта специальный чехол на машину (если ставить приходится не в гараже). Сделано все аккуратно, по-заводскому. Или широкие дюралевые «уши», заменившие оригинальные. Ради красоты поверх хромированного молдинга-«ленточки» на крышке багажника был водружен знак от 403-го «Москвича». Смотрится даже в некотором роде помпезно. Однако в целом машина летчика вполне устраивала, поэтому он не особенно «изголялся». Так что технической части машины – двигателя и ходовой – он практически не касался. Удивили меня азве что болты крепления полуосей. Они были закручены без гроверов. В шляпке каждого просверлена дырочка, сквозь которую протянута мягкая, но прочная проволока, соединившая своим хитросплетением все четыре болта. Так, как мне рассказывали, делают в авиационной технике – закиснуть слегка затянутые болты не могут, а раскрутиться им не дает проволока. Вот, в принципе, и все. Ну, разве еще амортизаторы обтянуты брезентовыми чехлами. Противоугонки Бывший владелец – серьезный, скрупулезный человек. Дисциплинированный и внимательный, как положено настоящему офицеру советской армии. Свой автомобиль он берег. В том числе и от угона. Интересно, что на автомобиле было сразу несколько противоугонных систем. Они пусть и простенькие, но, как известно, нет ничего надежнее, чем нечто оригинальное. Итак, первая предназначалась для выключения из цепи аккумулятора. Этот хитрый приборчик располагался сразу за батареей. А надо сказать, что в этом автомобиле ниша для родного аккумулятора не использовалась. Точнее, в машине стоял узкий и длинный авиационный аккумулятор большей емкости, не помещавшийся в штатное место. Специальная конструкция из алюминиевого уголка закреплялась ремнями, а выступающая ее нижняя часть занимала место штатной ниши. И вот там-то и было спрятано противоугонное средство, незаметное снаружи. Отключалось оно из салона, поскольку багажника туда было вырезано отверстие. Пинком ноги кнопка включалась и прерывала цепь. Это вполне банальное, но хитро запрятанное противоугонное средство дополняло еще одно. Честно признаться, я долго мучался, пока его нашел и понял суть его работы. Провод массы между трамблером и катушкой зажигания заменяли два проводка, соединявшиеся тумблером. Только провода шли в салон через аккуратно высверленное отверстие в стенке моторного отсека, далее под ковриками поверх тоннеля под чехол рычага переключения передач. Там, на рычаге незаметно проволокой и изоляционной лентой был прикреплен тумблер. Не включил его – цепь разорвана и машина не заведется. Еще одна «приспособа» предназначалась опять-таки для разрыва электрической цепи. Но использовалась непостоянно. Например, когда машину необходимо было оставить на достаточно долгое время. Достаточно было на клеммы дополнительного реле стартера набросить по проводку, идущие к кнопке. Пока ее не нажал – ток не пойдет. Её же можно удачно использовать при настройке двигателя или карбюратора вручную. Стоишь себе у моторного отсека (зажигание включено), надавил на кнопку – мотор заводится. И не надо кого-то просить поворачивать ключ в замке или замыкать контакты реле отверткой. Все выше перечисленное, конечно, кажется банальным. Действительно, если не ставить под капотом кнопку на дополнительном реле стартера, отключить системы можно двумя движениями: пинок по кнопке и включение тумблера на рычаге КПП. Но вот если этого не знаешь, то провозишься с этими делами долго. Я, время от времени посиживая в еще незаводившейся машине, даже не догадывался о присутствии тумблера на рычаге. На это и рассчитано. Ну, а возня злоумышленника с замком двери? Тоже ведь время требуется. Так что противоугонка эта замечательная (воровать такую машину при помощи эвакуатора или буксирования оной вряд ли кто-то захочет – чай не BMW 7 серии). Кстати, из опять-таки хитрых, но сложных приспособлений, есть возможность сделать хитрый краник, перекрывающий движение из бензобака к карбюратору. Бывший владелец машины этого не сделал, хотя и намеревался. Как вам такая идея? «Прибамбасы» внутри А теперь о салоне. Сев за руль машины, видишь справа от рулевой колонки, на нише колеса алюминиевую трубку. Она предназначена для опускавшейся в нее при сложении телескопической антенны для радиоприемника. Радио, правда, мне не досталось. Рядом расположен… датчик температуры забортного воздуха. Хозяин-летчик следил за машиной и всеми силами старался получать все данные, влияющие на работоспособность двигателя. Внешний дизайн интерьера (если так можно выражаться) остался прежним. За исключением некоторых деталей. Например, у пассажирского сиденья в панель прикручено нечто вроде поручня. А солнцезащитные козырьки заменены на полупрозрачные пластиковые. Как в авиации. Замечательная находка. По словам бывшего хозяина, подобными вещами многие летчики пользовались, хотя у гаишников в старые добрые времена подобные замены на пластик были не в почете. Ну а венцом внешних косметических изменений убранства стала новая – самодельная – приборная панель. Технология ее изготовления мне неизвестна. Очень похоже на стекловолокно. Но ни подтвердить догадку, ни опровергнуть не могу. Новая приборка практически полностью повторяет форму оригинальной. Только вот верхний козырек сантиметра на два шире обычного. В глаза это не бросается, однако для водителя этот маленький выступ очень приятен – солнце не бликует на прозрачном пластике приборов. Прикреплен корпус панели к «внутренностям» при помощи неких «гвоздей», шляпки которых видны на поверхности. Отверстия на приборке вырезаны иные. Например, шкала датчика бензина очень узенькая. Стандартный прибор показаний температуры масла заменен. Точно не могу сказать, как действует система, но на приборную панель вместо шкалы введены две лампочки: одна – лампа аварийного давления масла, вторая призвана сигнализировать о перегреве. Кстати, красная лампочка, загорающаяся в условиях пониженного/повышенного давления масла, расположенная слева от замка зажигания, была подключена к чему-то другому. К сожалению, провода оторваны, а хозяин вспомнить о ее роли не смог. Подозреваю, что она показывала восстановление подключений электрической цепи, когда отключались все противоугонные системы. Но могу ошибаться. Слева от рулевой колонки (там, где должен быть рычажок насоса омывателя) – два тумблера (под них специально высверлены отверстия) и кнопка. Первый тумблер включает вентилятор с резиновыми лопастями, расположенный на дюралевом уголке, пришпандоренному по краю полки за задним диваном. Он предназначен для обдува заднего стекла, которое часто запотевает у «Запорожца». Второй тумблер приводит в действие самый интересный, на мой взгляд, агрегат. Помните, что в ЗАЗ-965 печка находится сзади, в моторном отсеке? Ну так вот – поскольку лобовое стекло изнутри тоже зачастую запотевает, требуется обдув. Летом топить печь постоянно невозможно, а выключение печи сразу же приводит к «выпадению осадков» на салонной поверхности стекла. Некоторые хитрые умельцы рекомендуют отключать поступление топлива в печь, оставив возможность работы вентилятора. Однако нашего героя такое положение не устраивало (слишком велик путь от печки до стекла – под задним сидением и через весь тоннель), поэтому он поступил иначе. Он просто подключил к бортовой сети конструкцию из моторчика и турбинки (к сожалению, никогда ранее не имел дела с такими вещами и не знаю, от чего она – возможно, от пылесоса…). Воздух гонится, конечно же, из тоннеля. Для крепления к отверстию из тоннеля к «улитке» крепится специально изготовленный переходник. Ну, а выходное отверстие направлено прямо в переходник (чтобы его заузить и поместить в тесноватое пространство рядом с ногами водителя и пассажиров, его обрезали) к гофрированным шлангам. Включение турбинки сопровождается довольно ощутимым шумом. Признаться, я испугался, когда впервые щелкнул тумблером и до моего уха донеслось завывание турбины. Включенные вместе вентилятор и турбина создают некоторый шум (три компьютерных кулера, установленные мной у заднего стекла в другом автомобиле ЗАЗ, воздух качают также сильно, а вот жужжат меньше), но в закрытом автомобиле можно даже уловить перемещения воздушных потоков. Значит, система работает! Крайнее правое место в этой тройке включателей занимает маленькая кнопочка. Установить ее предназначение мне не удалось, да и сам прежний хозяин, вот уже более двадцати лет не садившийся за руль машины, вспомнить этого не смог. По подозрениям, кнопка предназначалась для включения электрического моторчика стеклоомывателя (прежний-то был выброшен за ненадобностью), поскольку провод был выведен в багажник, а самого бачка-то и не было. Вот такие вот наблюдения сделаны мной в отношении приобретенного ЗАЗ-965. Что интересно, все вышеперечисленные детали/элементы установлены еще в середине 60-ых (о чем говорят указанные на деталях даты их изготовления), сразу после покупки машины. Павел Долгачев (Pach)
Калининградский ЗАЗ-клуб Г. Калининград, Россия P.S. Некоторые снимки были сделаны, когда машина у меня только появилась, а остальные – в процессе работы над машиной. Потому-то она далеко не в лучшем виде – грязная и пыльная. Приношу свои извинения. |