-Да, действительно, - сказал директор завода «Коммунар» Сергей Александрович Сериков – большой энтузиаст микролитражки, - ЗАЗ-966 прошел государственные испытания и рекомендован к производству. Над этой моделью заводчане работали несколько лет, и нам кажется успешно. Во многом нам помогли сотрудники Научно-исследовательского автомобильного и моторного института, и в частности научно-экспериментальный отдел. Было сделано несколько опытных образцов, на которых проверялись многочисленные варианты отдельных узлов и агрегатов. Теперь машина в общем вырисовалась, однако. Как вы понимаете, от изготовления опытного образца до конвейра – путь долгий и нелегкий. Не забывайте и о том, что нам предстоит патентовать многие узлы. Поэтому еще довольно продолжительное время будет выпускаться модернизированная модель ЗАЗ-965, которая по своим качествам превосходит предшествующую.
В наше заключение директор заверил, что подробное описание новой машины станет известно читателям журнала «За рулем» уже через несколько месяцев, и предложил нам познакомиться с автомобилем, что называется, лицом к лицу.
Мы приняли приглашение. Разговор о «Запорожце» был продолжен в удобном салоне одного из опытных экземпляров новой машины. Теперь нашим собеседником был шофер Петр Митрофанович Брыль.
Вот самые первые впечатления. Несколько удлиненный, по сравнению со старой моделью, кузов ЗАЗ-966 отличается красивой обтекаемой формой. Строгая, можно сказать, элегантная с умеренным хромированием облицовка. Обращают на себя внимание оригинальные воздухозаборники, которые удачно расположены в зоне наименьшего запыления. Наконец, двери. У модели ЗАЗ-965 они открывались на встречу движению, что, помимо ряда неудобств, ухудшало условия для уплотнения. Теперь дверь открывается по ходу автомобиля. О малой вместимости багажника «Запорожца» говорилось много. У новой модели он максимально увеличен за счет размещения топливного бака под сиденьем.
Пора в дорогу. Усаживаемся поудобнее рядом с шофером и готовимся замечать все интересное в поведении машины.
Поворот ключа – срабатывает стартер с электомагнитным дистанционным включением. Чуть слышно заработал мотор. Тронулись. Минуем заводские ворота, выезжаем на проспект Ленина.
То, что новый «Запорожец» привлекателен, - не только наше мнение. Это становиться ясно по тому, как реагируют на него появление пешеходы и водители. Каждый из них выражает свое одобрение улыбкой, взмахом руки, жестом, которые можно, пожалуй, было бы перевести так: «Ого! Красив!», «Желаю успеха!», «В добрый путь!». Вот мы поравнялись с огромным МАЗом. Из кабины появилось молодое лицо. За грохотом дизеля не слышно о чем, напрягаясь, кричит водитель, но по тому, как удовлетворенно покачивается голова, мы понимаем: «Хорош!».
Осматриваемся в салоне. Он просторнее и удобнее, чем у «Запорожца» модели 965. Это достигнуто благодаря некоторому удлинению и расширению кузова. Большое боковое остекление, панорамное передние и заднее стекла создают хорошую обзорность, облегчают управление, делают поездку приятной для пассажиров.
По-новому, удобно и красиво, выполнены рулевая колонка и штурвал. Его обод и две ступицы не мешают водителю следить за приборами, встроенными в современной формы щиток, который «Вписывается» в верхнее полудужье штурвала. Справа от щитка замечаем, хоть и закрашенные, следы сварки.
- Здесь некоторое время, - отвечает на наш вопрос Петр Митрофанович, - стоял крохотный рычаг переключения передач. Однако от такого размещения отказались, потому что удобства это, по сравнению со старым, добавляло, а конструкцию усложняло и удорожало.
О таких «спутниках» комфорта, как зажигалка, пепельница и радиоприемник особо рассказывать не стоит, хотя они и бросаются в глаза. А вот об отопителе следует рассказать. Ведь микроавтомобилю придётся «бегать» также и Сибири, на Урале, Дальнем Востоке, а там, как известно, мороз шутить не любит. По-новому построена система отопителя и переносный отопитель создадут в этом отношении максимум удобств, а более интенсивный обдув ветрового стекла теплым воздухом значительно повысит видимость и обзорность.
Петр Митрофанович – не только отличный водитель, но и, как человек любящий свой город, - прекрасный гид. Мы миновали «старую часть» Запорожья, которая стара только названием, и по широкому мосту въехали в новый город. Еще несколько лет назад здесь стояли, прикрывшись черепичными крышами, домишки деревни Вознесеновки. Теперь на этом месте пролегли светлые, окаймленные деревьями проспекты.
Между тем «Запорожец», не напрягаясь, идет на равных в компании «Москвичей» и «Волг». Посмотрим, как он «побежит» за городом.
Стоп! Красный свет! На линии выстраиваются, словно спринтеры, «Волга», наша микролитражка и два «Москвича». Зеленый свет – старт! Совершенно неожиданно «Запорожец» оставляет позади своих попутчиков. Отличная приемистость! Через некоторое время нас догоняют машины, стартовавшие с нами. На лицах водителей удивление и зависть.
Минуем красавец Днепрогэс. Справа, совсем рядом, плещутся свинцовые воды, удерживаемые ажурной плотиной. Слева, словно огненными клещами, в закатном солнце Днепр охватил остров Хортицу – колыбель непокорных запорожцев, чьим именем названа микролитражка.
Позади остался поселок трансформаторного завода, который скорее похож на небольшой город, а с ним и городская черта. Это стало сразу заметно: на спидометре 95-100 км/час - и это не предел: педаль акселератора еще не выжата до конца.
На новом «Запорожец» подвеска новой конструкции. Она не только улучшила амортизацию, но и придала автомобилю большую устойчивость. Машина прекрасно «держит» дорогу, подвеска совсем незаметно поглощает неровности. В этом мы легко убедились, когда выехали на дорогу, мощенную булыжником. Мы проскочили ее с большой скоростью, не испытав никаких неудобств.
Город расположен на холмах, поэтому серая лента шоссе изобилует спусками, подъемами, крутыми поворотами. Длинный, около 800 метров, подъем. Вереница машин медленно вползает на него. Натужно гудят моторы. Одна за другой машины «вырастают», приближаясь, и остаются позади. Отсюда, сверху, Днепр особенно величествен.
Едем уже два с лишним часа, но чувствуем, что наш водитель управляет автомобилем без всякого напряжения.
- Хороша машина, - словно продолжая ход своих мыслей, негромко проговорил Петр Митрофанович. На этой стоит тридцатичетырехсильный движок, и то удержу нет. А ведь впоследствии будет стоять двигатель в 40 сил.
Нам остается присоединиться к этой оценке.
А теперь несколько слов о семействе «Запорожцев».
Параллельно с основной моделью конструкторы работали над ее модификациями – микрогрузовиками. О всех их Качествах многое мог бы рассказать ведущий конструктор И. Черепанов. Но пока остановимся лишь на основных.
ЗАЗ-969 – автомобиль грузоподъемностью 250кг (не считая веса водителя и пассажира) – предназначен для села. Ему не страшны ни зимний гололед, ни осенняя распутица : у машины ведущие передние и задние колеса. Максимальная ее скорость 70 км/час, на 100 км она расходует 9 литров топлива. Существует и пассажирский вариант этого автомобиля.
Еще один «Запорожец» - ЗАЗ-970 – представляет собой трехдверный фургон с одним ведущим мостом. Грузоподъемность его – 350 кг. Автомобиль предназначен для внутригородских перевозок. Расход топлива 7,5 литра на 100 км.
С созданием ЗАЗ-966 заботы конструкторов не закончились. В одной из комнат конструкторско-экспериментального отдела, в которой работают скульпторы и художники, где стены увешаны картинками и рисунками с изображением изящных и оригинальных по форме машин, уже сейчас идет поиск облика автомобиля, который придет на смену ЗАЗ-966. Но не станем пока гадать о нем. Важно то, что мы знаем. Какой будет ближайшая модель «Запорожца» рекомендованная к серийному производству.
В.БОРЗОВ
Фото В. Климова.
Г.Запорожье. (За рулем 1966»1»)
Администрация сайта благодарит alEXEi за предоставленные материалы.