- Получилось это практически случайно... Задумал я купить машину, и упорно копил на нее деньги. Но так как в тот момент я про машины знал, мягко говоря, немного (только что прошёл курсы подготовки водителей и получил водительские права), то обратился к знакомому. Тот сказал, что нечего, мол, выбирать подозрительные машины на авторынке, надо бы привезти прямо из Германии. Он забрал деньги вперёд и… несколько месяцев скрывался. В конце концов, почти через полгода я получил тринадцатилетний Opel, который, как выяснилось, стоял на автостоянке в Калининграде ещё задолго до начала этой истории.
Ну а на тот момент остался я без машины и денег. А мне уже пора было ехать в Швецию. Тогдашний работодатель (шведская организация) предлагал взять с собой в поездку жену с пятимесячной дочерью. Редкий шанс! В 1997 году Швеция была «далёкой планетой». За неделю до поездки, весь в мыслях о срывающемся путешествии и грустной перспективе ехать с грудным ребёнком и скарбом автобусами с пересадками, пошёл я в булочную за хлебом. Перед магазином стоял «Запорожец» с объявлением «Продаётся. Обращаться в булочную». Так я и купил «Запорожец» у парнишки-продавца. Цена в 350 «у. е.» была сопоставима с ценой автобусных и пароходных билетов до Швеции на семью.
- Не самый удачный выбор с точки зрения рядового калининградца…
Отец, когда увидел «Запорожец» (особенно когда посмотрел на него снизу), истолковал покупку по-своему: «Я понял! Ты хочешь там, в Швеции, и остаться! Хоть бы туда доехал... Ну, приглашение-то пришли...».
- Все было так плохо?
- Первое путешествие в Швецию прошло нормально, без неприятностей. «Запорожец» без подготовки съездил в Швецию, вернулся в Калининград, заехал на эстакаду гаражного общества и только там «издох»: рассыпался выжимной подшипник.
- Нет худа без добра, - продолжает Михаил. – Поломка послужила поводом для знакомства с Александром Алексеевичем Гунидиным, с которым мы лучшие друзья вот уже много лет.
От редакции газеты «За рулем – Калининград»: мы уже писали об Александре Алексеевиче, признанном специалисте по ремонту и обслуживанию автомобилей, в том числе и «Запорожцев».
Зарубежное бытие
- Обслуживание ЗАЗа в Швеции проходит нормально. Обхожусь почти без поломок. В прошлом году, было дело - «Запорожец» остановился на ходу. Я предположил, что развалилась текстолитовая шестерёнка на распределительном валу, но оказалось, что «виновником торжества» был грязный контакт в распределителе зажигания. Зимой прошлого года ЗАЗ отказался заводиться - на сей раз и ток был (искра на свечи идёт), и бензин поступал. «Привет» послали НОВЫЕ (!) свечи (по слухам, Made in India, хотя и написано, что в СССР). Я проехал на них лишь сотню километров, и они все дружно «умерли». Когда вкрутил старые свечи (я ж их не выбросил), то машина завелась как ни в чём не бывало.
- Каковы особенности обслуживания вашего «Запорожца»?
- Масло, например, заливаю самое лучшее. Покупаю в Калининграде Agip Racing 10w60 или Castrol 5w50. Надеюсь, что это позволяет мне экономить на ремонте двигателя, на топливе... Существует анекдот: «Как удвоить стоимость «Запорожца»? – «Залить полный бак»». Если говорить про мой, то замена масла учетверяет его стоимость. Я убедился, что проблемы возникают не столько из-за конструктивных особенностей, сколько из-за отвратительного качества отечественных материалов. Вот пример – тормозная жидкость. Отечественная (хоть «Роса», хоть «Дот 4» российского розлива), если даже вдруг и обладает какими-то характеристиками в день покупки, то теряет их самое большее через пару месяцев. И не нужно менять сцепление и колодки - нужно лишь слить старую жидкость и залить новую. Когда я стал заливать в тормозную систему и в сцепление жидкости Addinol или, например, Castrol, то многие проблемы исчезли. Я не рекламирую эти марки - просто покупаю, что под руку подвернётся. Мне некогда было искать «что подешевле». Вообще, двигатели воздушного охлаждения очень чувствительны к качеству масла. Из своего опыта: я ездил на минеральном Addinol 20w50 и 15w50 (300 -450 руб. за 5 литров), полусинтетическом Texaco 5w40 (зимой) и (в последнее время) Agip10w60 и Castrol 5w50. Из всех масел самое дорогое – Castrol (4 литра - 1700 рублей). Я его купил лишь потому, что не нашёл Agip10w60 (4 литра - 1050 руб.), которое, как мне показалось, лучше остальных работало в «Запорожце». Разница в работе масел прямо-таки драматическая: если полусинтетика от синтетики отличалась на «полшага», то синтетика от полусинтетики – на полтора. Addinol было хорошим маслом, но ни в какое сравнение не идёт с последними. В «воздушном» моторе температуры выше, чем в «водяном», и условия работы масла тяжелее. Минеральные масла окисляются в таком двигателе слишком быстро, а синтетические – «терпят», и работают лучше и дольше. Ещё раз пропагандирую: покупайте лучшее масло, и двигатель греться не будет. И никакие присадки в масло не понадобятся (в «фирменных» маслах этих присадок и так «с головой»).
Лучший автомобиль
- Я по-прежнему считаю, что при небольших личных доходах лучшей машиной для Калининграда будет «Запорожец» (или «Москвич», «Жигули» - из той же «оперы»). – Разъясняет свою позицию Михаил. - И вовсе не потому, что он экономичнее остальных машин (расходы на обслуживание и ремонт у всех примерно одинаковы – «Запорожец» не дешевле остальных, если учитывать время на обслуживание), а потому, что он сам по себе ДЕШЁВЫЙ и ВСЁ-ТАКИ ЕЗДИТ. Ездит не хуже, чем другие машины (...это уж дело вкуса; а ходить ещё противнее!).
КРИТЕРИИ: в расходах на машину определяющими являются не цена покупки самой машины, и не бензин (я согласился бы ездить даже на сверхпрожорливой машине, если бы была гарантия, что такая машина никогда не сломается), а СТОИМОСТЬ РЕМОНТА и ЦЕНА РИСКА. Кто из обычных калининградских граждан носит каждый день в кошельке 2000-3000 долларов? Никто, потому что (даже если вдруг есть такие деньги) не хотят ими рисковать. Автомобиль же ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ считается средством повышенной опасности (то есть риска). И стоит несколько тысяч (не рублей же...). Я никогда не зарабатывал столько, чтобы повседневно рисковать тысячами долларов. А «Запорожец» - это в рамках «велосипедного» риска. Ради такого значительного снижения риска собственных потерь я готов мириться даже с частыми ремонтами. Естественно, когда их быстро делает Александр Алексеевич!
Раритет на дорогах Швеции
- Жителям Европы и Скандинавии, пожалуй, больше известен прототип ЗАЗ-968М – NSU Prinz. Не путают ли ваш автомобиль с ним?
- Нет, шведы не путают «Запорожец» с «Принцем». «Принц» здесь неизвестен - во всей Скандинавии есть всего два экземпляра NSU Prinz 4L. А ЗАЗ, понятное дело, всего один. И как на него смотрят!!! Обгонять не спешат, при опережении водители ещё долго таращатся в мою сторону, а потом оборачиваются назад. Когда еду по посёлкам, то мужики держат «равнение на ЗАЗ» (не было ни одного, кто не обернулся бы!). Столько внимания не получает ни один Chevrolet или Porsche.
- Не сложно ли на «Запорожце» ездить по европейским трассам?
- Во-первых, шведы любят антиквариат и проявляют уважение к престарелым автомобилям. ЗАЗ-968 вписывается в антикварный ряд в Швеции не хуже, чем какая-нибудь «Победа» или Horch. Летом многие шведы сами активно ездят на всяком «старье». Во-вторых, здешний народ - спокойный, и даже уткнувшись на трассе (при ограничении 110 км/час) в «запорожскую» задницу, едущую со скоростью 70, местные водители на клаксон не жмут и обгонять по краю не пытаются. Ждут, когда дорога вновь расширится до двухполосной в каждом направлении (ждать приходится, в худшем случае, две минуты). Движение в городах - уж не сложнее, чем в Калининграде. Здешние дороги «читаются» легче отечественных (я не охаиваю Родину - это просто факт, что здесь удалось организовать движение). Движение в городах: общее ограничение - 50 км/ч. На «автобане» в городе может быть 70-90, трасса за городом - 110, обычные дороги за городом - 70-90.
- Неужели не появлялось желания пересесть на другой автомобиль?
- Желание пересесть на другой автомобиль возникало всякий раз, когда ЗАЗ останавливался. Впрочем, когда ломалась любая другая машина, то такое желание тоже возникало. С 1998 по 2003 гг. я регулярно ездил (кроме «Запорожца») на Opel Kadet Caravan, Mercedes 240D универсал 123-ий кузов, Volvo 245 дизель 2,4, Fiat Tipo. Водить доводилось и другие машины. Opel после значительных инвестиций был заменен на Mercedes, использовавшийся только для семейных и отпускных поездок. ЗАЗ-968 продолжал функционировать «в режиме такси» в качестве разъездной машины по делам представительства шведской организации.
Шведский работодатель пытался склонить к использованию Mercedes в повседневной жизни, но я не хотел рисковать дорогой личной машиной в интересах третьей стороны (работодателя) и продолжал возить себя и шведского шефа на «Запорожце». Приехавшего с дружеским визитом шведского финансового директора оказалось достаточным прокатить на «Запорожце» один раз, чтобы было принято решение о покупке служебной Volvo.
Впоследствии все личные машины были поочерёдно распроданы (за них же можно было получить деньги!) в связи с приобретением следующей или за ненадобностью, кроме «Запорожца» (это как «неразменный пятак» у Стругацких).
О длительных поездках
- В прошлой жизни я, наверное, был камикадзе, - рассказывает Михаил. - На «Запорожце» я ездил по Прибалтике и Швеции тысячи километров. Обыденным считался пробег до Вильнюса (в ближайшее шведское посольство) и обратно через Клайпеду (в те времена в Кибартае были огромные очереди – я предпочитал дать крюк, но быть уверенным, что «бюрократических» препонов не будет). Общая дистанция (туда и обратно) составляет 1000 километров. Как-то раз пришлось прокатить небольшую делегацию из Калининграда (2 пассажира) с восточного побережья Швеции (о. Боргхольм) на западное (г. Гётеборг) в один день, так как в Гётеборге была назначена встреча. Это 800 км пробега.
В 2003 году я съездил на «Запорожце» на шведский самый массовый (не только в Швеции, но и в Европе) 300-километровый велопробег - место старта было в полутораста километрах от Стокгольма. Уже после поездки на велопробег «всплыло», что обмотка стартёра была источена напрочь - поэтому иногда автомобиль не хотел заводиться и симулировал, что, мол, батарейка кончилась (раз стартёр не крутится – какое ещё предположение придёт в голову?!). Но я был сам вместо стартёра и заводил мотор заводной рукояткой, ковыряясь ею «в заднице» у машины. Шведы офигевали - они думали, что машину так и было задумано заводить, и укреплялись в уверенности, что сей раритет происходит из периода «до Первой Мировой».
Я ездил без остановок по 320 км, то есть вообще без остановки! Не глуша мотор, со скоростью 70-90. Это на перегоне Клайпеда-Вильнюс. А в дневной пробег в 1000 км был вполне обычным. Мотор не перегревался даже летом. Максимальная скорость была 135 км/ч - проверял всего дважды, в разные годы (я всё ж берегу машину). На такой скорости мотор нагревается за считанные минуты. Но для меня не было задачей гнать на такой скорости, я лишь посмотрел на максимальную. Это как один из показателей состояния мотора. Сейчас я уже не буду разгоняться до максимальной. Мотор-то выдержит, а вот ржавый кузов, возможно, развалится.
P.S. Истории из жизни Михаила:
- Вот, вспомнил очередной «запорожский анекдот» из своей жизни… 1998 год, мой отец едет в троллейбусе с работы домой, проезжает ресторан «Универсал», смотрит на припаркованные машины: «BMW, Mercedes, BMW, Mercedes, BMW, ЗАЗ, BMW, Mercedes…». Ага, понятно. И Миша тут, шведов привёз кормиться...».
- 1998 год, компания сотовой связи «Экстел» только начала свою деятельность в Калининграде. (В 1998 у владельца мобильника предполагались «лысая стрижка» и наличие пистолета - мобильники ещё не были доступными в массах...). Родня не могла запомнить номер моего «Росинанта», но знали: если водитель «Запорожца» говорит по мобильнику - это я поехал. Водители в соседних рядах раздвигались. :)
- Я после очередного рейса в Швецию наклеиваю на противосолнечный козырёк над пассажирским сиденьем очередной шведский флажок. Подвозил как-то раз знакомых-приколистов: «А это у тебя что?! А-а-а, знаем: это ты столько шведов задавил!!!».
(c) PACH