|
На «Геологе» установлен трёхцилиндровый полуторалитровый дизель Харьковского конструкторско-технологического бюро двигателестроения им. Малышева. ХКБД модернизирует опытный образец своего гражданского «легкового» двигателя уже 9 лет, создав за это время 10 его модификаций. Седьмую версию (установленную на «Геологе»), намного более совершенную, чем предшествующие моторы, уже можно смело испытывать на автомобиле. Правда, даже предварительные испытания показали, что над этим двигателем придётся ещё немало потрудиться - как над уменьшением вибрации и шума, так и по улучшению экономичности. Схема трансмиссии ЛуАЗа-1901 принципиально отличается от обычной «Волынянки». Постоянный привод машина имеет на задний и средний мосты, а передний может подключаться по необходимости в сложных дорожных условиях. На каждой оси имеются самоблокирующиеся дифференциалы, а межосевых нет. Да они такой машине и не нужны. Кроме того, как и положено серьёзному внедорожнику, у «Геолога» есть передняя и задняя пониженные передачи. |
Примечательно, что управляемые у этой машины сразу два моста - передний и средний. Как мы уже упоминали, «Геолог» - техника плавающая. Борта у неё достаточно низкие, а движителем на плаву служат колёса. По техническим данным ЛуАЗ-1901 может преодолевать водные преграды шириной до 3 км. Понятно, что эта величина достаточно условна и зависит от величин переменных - высоты волн, запаса топлива, силы ветра и т. п. В движении
Сказать, что мне удалось запустить малышевский дизель «с полоборота», было бы преувеличением. А когда он, наконец, заработал, сразу же проявилось его «танковое» происхождение. Сзади послышался характерный рык дизеля боевой машины, а кузов сильно завибрировал. Включаю первую передачу, и машина легко трогается. Наша цель - бездорожье, но до него еще нужно добраться. Выезжаем на дорогу. «Шестиколёсник» неспешно разгоняется, но вдруг меня дёргает за руку водитель-испытатель Василий - пора сбавлять газ! Мы уже разогнались до 65 км/ч, а это больше допустимой максимальной скорости. Во всяком случае, на том двигателе, который сейчас установлен на «Геологе». Вскоре асфальт заканчивается, и мы съезжаем на грунт. Мотор ещё раз подтверждает свою «военную родословную», но на этот раз уже в хорошем смысле - на газ практически можно не нажимать. Достаточно лишь переключать передачи и работать рулём - крутящего момента двигателя вполне хватает, чтобы машина ехала на любой передаче на немного повышенных оборотах. И лишь когда предстоит преодолевать подъём или препятствие, нужно давить на газ.
Пробую преодолеть подъём, близкий к максимальному, но с первой попытки это не удаётся - я недостаточно сильно нажимаю на педаль газа, и через десяток метров двигатель глохнет, а машина останавливается. Я, не выключая передачу, жму на тормоз, но машина начинает сползать назад. Я жму изо всех сил, жму так, что боюсь, как бы не сломалось сиденье. Но подъём очень крутой, и тормоза не справляются. Поэтому машина всё быстрее скатывается назад, а я притормаживаю её неработающим двигателем на первой передаче. Каково же было моё удивление, когда мотор, пару раз чихнув, завёлся и стал разгонять машину задним ходом. Спуск давно закончился, и я мчусь по ухабистому полю задом наперёд, в неизвестном направлении, дико подпрыгивая на плохо видимых с водительского места ямах, кочках и буграх. Что делать? Выключать зажигание бесполезно, для дизеля оно ничего не значит. Тяну привод воздушной заслонки - никакого эффекта. Мотор ревёт по-прежнему, развивая не менее 5 тыс. об/мин. Тут не то, что рулить - не вылететь бы вообще из машины, которая потом самостоятельно может уехать (или уплыть) неизвестно куда... Выключаю передачу, и дизель вообще идёт «в разнос». Включить четвертую? Разлетится КПП... Но Василий орёт, что черт с ней, с коробкой - мотор дороже. С хрустом втыкаю четвертую передачу, машина подпрыгивает, и дизель, наконец, глохнет. Над полем воцаряется мёртвая тишина, в которой слышен лишь звук булькающей воды в «закипевшем» радиаторе. Картину дополняет густой чёрный дым, клубящийся из воздухозаборника двигателя...
Оказалось, случилось невероятное - дизель завелся в обратную сторону. При этом он засасывал воздух через глушитель, а выхлоп давал в воздухофильтр, который расплавился и сгорел, давая тот самый чёрный дым. Трудно сказать, сколько времени мотор проработал «вразнос» - наверное, секунд 5, от силы - 7. Все присутствовавшие пришли к единодушному мнению, что его уже не оживить. Ведь масляный насос крутился в обратную сторону, и система смазки всё это время оставалась сухой. Но то, что для обычного мотора - смерть, для «военного» - рабочий эпизод. В расширительный бачок радиатора залили воду из ближайшего озера, и вскоре дизель, пару раз чихнув и выплюнув облако чёрного дыма, на сей раз в глушитель, завёлся как ни в чём ни бывало. Снова заезжаю на тот же подъём, даю полный газ, и вездеход просто играючи его преодолевает.
А чуть позже чудеса проходимости «Геолога» показал водитель-испытатель, преодолевая всевозможные препятствия и уверенно заезжая на подъёмы невообразимой крутизны, правда, уже с использованием пониженной передачи. Теперь - на воду. Машина лихо заезжает в озеро и тут же сбавляет ход. Увы, её движитель - колёса, а не винт или, например, водомёт, и максимальная скорость на воде у неё не больше, чем у неторопливого пешехода. Правда, неторопливость не мешает взять в небольшой круиз по водной глади десяток добровольцев. Кто бы мог подумать, что «шестиколёсник» с такими низкими бортами и на воде имеет столь большую грузоподъёмность?.. Интересно наблюдать и момент выезда «Геолога» из воды. Мотор ревёт, а машина медленно плывет по воде, но когда колеса хватают грунт, она выскакивает на сушу пулей... Заключение Почему-то многие не воспринимают волынские автомобили всерьёз. А зря. Луцкие конструкторы понемногу достают из «сундучка» свои разработки, довести которые до нормального уровня раньше не позволяло отсутствие средств. И «Геолог» - одна из них. У этой машины с танковым «сердцем» - превосходная проходимость. Кроме грохота и вибрации, харьковский дизель отличается большой тяговитостью и легко выводит машину на любой подъём. Было бы только сцепление колёс с дорогой. Но их - шесть, и поэтому «Геолог» держится за грунт очень уверенно. Во всяком случае, такой вывод можно было сделать даже за то непродолжительное время, которое мне довелось поездить на этом вездеходе.
Правда, мотор еще «сыроват», но учитывая, что харьковчане продолжают его совершенствовать, вполне возможно, что у него есть будущее. При условии, конечно, что удастся справиться с шумом и вибрацией. Хотя двигатель на такую машину можно установить любой. Благо, ныне их выбор достаточно велик. Владимир ШЛЯХОВОЙ.