Это не страшный сон бдительных гаишников – то реальность. Самое удивительное, что замыслил оторванную машинку законопослушный гражданин, живущий в провинциальном городке и вряд ли помышляющий о победах в стритрейсинге. Накопив к середине 1990-х годов 250 долларов, почтенный отец семейства купил с рук ЗАЗ-965. Машина понравилась, и даже очень – можно было ездить на работу, в магазин и за город. Мелкие проблемы типа выпадавших пальцев рулевых тяг и переливающего карбюратора владелец решал радикально, устанавливая новые, более современные узлы. Так же он поступил и с двигателем, потребовавшим капремонта уже на 50 тыс. км пробега. Пересадка сердца обошлась в несколько раз дороже самой машины, но чего не сделаешь ради семьи, нуждающейся в простом и удобном транспорте! Лучшее, что можно было приобрести в то время, – полуторалитровый мотор ВАЗ-2108 вместе с 5-ступенчатой КПП. Сомнения в сторону – берем только самое-самое. Удар по семейному бюджету было обещано компенсировать сохранением заднего сиденья. Чтобы обеспечить удобный доступ к мотору со стороны капота, двигатель нужно было ставить свечами наружу. Направление вращения полуосей выходило неправильным: машина получила пять передач назад и только одну вперед. Если сделать трансмиссию общепринятой (передних передач больше, чем задних), то доступ ко всем системам мотора был бы возможен только из салона. Это плохо вязалось с концепцией сохранения заднего дивана. В лучшем случае чисто мужское понятие порыться под капотом грозило трансформироваться в несолидное порыться под диваном. И рядную четверку все же поставили под капотом свечами наружу. Для этого пришлось вспомнить о том, что на опытных образцах первых прототипов 965-го стояли колесные редукторы. Сделали их и сорок пять лет спустя – на основе стандартных подшипников и шестеренок от уазовской КПП. Машинка получилась ничего себе – крейсерская скорость равняется 130 км/ч, а максимальная – далеко за 200 (ее определили расчетным путем). С места до сотни автомобиль рвет за 10 секунд. Но сначала он порвал несколько родных зазовских полуосей. После чего их, оставаясь последовательным, владелец заменил эксклюзивными деталями специального изготовления. Что в очереди на замену – он пока сказать не готов… Спецификация. Экстерьер. Внешние изменения Запорожца связаны, в первую очередь, с адаптацией кузова под новый двигатель, поскольку смещенная назад задняя ось потребовала переноса и расширения колесных арок. Узкая и тонкая панель, соединяющая задние крылья, заменена коробчатой балкой, которая одновременно служит корпусом глушителя. Кроме того, налицо и некоторые чисто косметические усовершенствования: передний стеклопластиковый бампер с губой и расширители колесных арок. Капот (напомним, он сзади) получил спойлер и обширные жалюзи на всю ширину, а задние фонари вместо плафона прикрыли отдельными глазками. Интерьер. Салон отделан заново – с применением фабричных и самодельных деталей. Сиденья и потолок – от ВАЗ-2108, комбинация приборов – от VW Golf, руль и подрулевой переключатель – от Ford Scorpio. Мелкие детали интерьера подбирались по месту – от отечественных и иностранных машин. Двигатель. Передняя подвеска осталась штатной, только поворотные цапфы и торсионы заменили аналогичными деталями от ЗАЗ-968. Рычаги задней подвески для стыковки с полуосями удлинили, и база увеличилась на 80 мм. Точки крепления рычагов при этом остались на местах. Задние упругие элементы – усиленные «запорожские» пружины, работающие в паре с амортизаторами ВАЗ. Тормозные механизмы задних колес – дисковые от ВАЗ-2108, спереди остались родные барабаны. Поскольку задняя ось хорошо загружена, преждевременная блокировка задних колес наступает только при гололеде. Стояночный тормоз – на задние колеса, с механическим приводом. Рулевой механизм штатный, но трапеция перестроена под более долговечные шарниры от «Москвича-412». Диски передних колес собраны из ободов Ford (ширина 7 и диаметр 13 дюймов) и собственно дисков с отверстиями под «зазовские» шпильки крепления. На «передок» обуты шины 175/50 R13, на литые диски «задка» – 195/70 R15. Подвеска силового агрегата организована на переделанных вазовских опорах. Система охлаждения сначала состояла из радиатора от отопителя Ford, размещенного рядом с двигателем, затем к нему добавился еще один (от Таврии) – в передней части багажника. Но нормальный тепловой режим смог обеспечить только большой радиатор от дизельного Ford, смонтированный в багажнике. Он же является теплообменником отопителя; нагретый воздух забирается в салон из полости за радиатором в багажном отсеке. Трансмиссия. 5-ступенчатая КПП ВАЗ-2108 соединена с колесами через изготовленные на заказ полуоси и «восьмерочные» ШРУСы. Поскольку двигатель оказался развернутым на 180° относительно своего нормального расположения на «Самаре», для сохранения прежней схемы переключения передач потребовалось установить другую кулису – от Toyota. Повышающие колесные редукторы самостоятельного изготовления (передаточное число 1,25) изменяют направление вращения колес. Чтобы избежать сложностей с уплотнением валов, корпуса редукторов заполнены не маслом, а консистентной смазкой. Игорь Широкун, Фото Сергея Кузьмича, Владелец Василий Перминов, г. Горловка
|