Для ознакомления с машиной смотри следующие две фотогалереи:
1. "Белые ночи": http://zaz.ru/modules.php?name=coppermine&...bnails&album=23
Здесь машина до покраски, которая является важным этапом в реставрации машины. Между прочим, все это время машина исправно ездила. Ежедневно!
2. "Белые ночи" после покраски. http://zaz.ru/modules.php?name=coppermine&...nails&album=249
Начнем-с...
Все начиналось вполне банально: с того, что меня «накололи». Тот товарищ, что продавал «Запорожец», объяснил, что в машине делать-то особенно нечего («так, поковыряться в движке и сменить вкладыши, которые есть в наличии»). Ну, а оказалось, что надо проводить серьезное вмешательство в двигатель, т.к. он был собран не лучшим образом, а вкладыши и те, что стоят, и те, что «про запас» все равно придется менять. Но это не расстроило: болтунов-обманщиков по жизни много. А желание сделать-таки машину было большим.
Давно – еще за год-полтора до приобретения «Запорожца» в воздухе витала идея найти какой-нибудь автораритет с целью привести его в божеский вид (и чтоб бросался в глаза). Поясню: я работаю в автомобильной газете и мысль подбросил мой директор. Таким образом, разъезжающий по городу автомобиль можно было бы считать объектом саморекламы и пиара.
И вот, почти случайно мой сосед, узнав о такой идее, поведал, что его приятель хочет продать «горбатого». У моего соседа, кстати, пять лет под окнами стоял его собственный «горби», который он продавать не хотел (но тот и не ездил). И посоветовал обратиться к другу. Мне, честно говоря, не было особой разницы, какую машину приобретать. Правда, сам по себе «горбатый» не шибко радовал своими формами и габаритами. Но тут возымел роль следующий довольно важный момент. Я ведь, несмотря на то, что являюсь редактором автомобильной газеты, не был обладателем автомобиля вообще.
Собственно, зарабатываю я не плохо, но на тот момент в условиях скромности семейного бюджета я решил-таки купить «Запорожец», тем более, что директор обещал профинансировать весь комплекс ремонта и тюнинга (который планировался). И я смело, без зазрения совести отдал другу соседа запрошенные 300 баксов… Это сейчас я понимаю, что перестарался: не стоит такой автомобиль таких денег – слишком много возни. А тогда я думал, что на этом мои собственные расходы закончатся… Был не прав. Но все равно не переживаю. Правда, знай я это, на подобную авантюру точно бы не согласился...
Внешне машинка выглядела убогенько. Но кузов был крепкий, ржавый только в паре мест. Хотя были на кузове несколько не очень значительных вмятин. Тем более, что за «боевой раскраской», местами выцветшей, их просто не было видно. Было вполне очевидно, что «Запорожец» придется красить, кое-что делать по кузову. Но первоначально надо было проверить, как он все-таки будет ездить. В ремонте двигателей и коробок передач я не мастак. Но нашел Александра Алексеича, можно сказать, ведущего специалиста в области «Запорожцев» )))). Он действительно в отечественных авто шарит просто замечательно, а на фоне отсутствия мастеров по машинам ЗАЗ является просто академиком. Сам, кстати, долгое время в давние советские годы ездил на «Запорожце».
На фото вы видите машину в том состоянии, в каком она мне досталась. Это я только что съездил в ГИБДД и получил номера. Интересно, что человек, продававший мен «Зап», оказался пройдохой в полном смысле этого слова. Сначала притащил по моему предварительному (!) согласию машину мне под окна, потом забрал деньги и привез… техпаспорт. И сказал, что реальный владелец машины готов сам съездить со мной в ГАИ оформить машину и даже сам заплатить деньги.
Ну, в реальности владелец оказался мужиком отличным, ненапряжным. Не только съездил со мной в ГАИ (так получилось, что ездить пришлось дважды – один день просто не успели очередь отстоять), волоча на буксире неработающий «Запорожец», но и всячески пытался ускорить процесс регистрации. Но вот деньги за регистрацию платить не стал. Ну, он же не дурак! А дураком был я, поверив на слово лучшему другу соседа (соседу-то я верю – он парень честный, а вот его кореш… кстати, этот проходимец сейчас «косит капусту» в милицейской форме с полосатой палочкой).
… Машину, когда ее вытаскивали из гаража для поездки в ГАИ, резко дернуло. Дверь со стороны пассажира открылась и закрываться не хотела. Всю дорогу – минут 40 не спеша – я придерживал ее рукой. Иного выхода просто не было… Кстати, как выяснилось, «стопари» не горели вообще. ))) Ну и тормоза были непрокачаны (я ведь машину заводил, а выезжать дальше ворот дома боялся). Так что водители сзади могли полагаться только на свой глазомер и реакцию, если я давил на педаль тормоза. Но ничего – доехали и туда, и обратно.
Кстати, еще один забавный случай, демонстрирующий, каким я был чайником на тот момент. Машина-то заводилась: капремонт движка и коробки уже сделали к тому моменту. Только вот генератор не давал тока, а я в этом не разобрался. И поэтому, когда пришлось ехать в ГАИ, аккумулятор разрядился (и авто, соответственно, заводиться не хотело), и пришлось тащить машину на буксире. Но это было даже мне на руку. Я год как получил права, но за все это время не садился за руль. Поездка на «Запорожце» без фар и передних поворотников казалась (и была в действительности) затеей более чем рисковой.
Потом, когда бывший владелец «Запа» ради хохмы поставил «свежий» аккум в машину, то она шустро завелась. Он долго – по-дружески - смеялся над моей неуклюжестью. Кстати, большой ему респект за осуществленные в молодости работы над машиной: пол в салоне был промазан мастикой, днище обработано еще каким-то антикоррозийным составом, места швов (правда, нарушая внешний вид) были предусмотрительно замазаны краской (коричневого цвета!). Гонял он на машинке хорошо, и благодаря этому она сохранилась. Не будь этих работ, в таких условиях эксплуатации, подозреваю, машины не осталось бы в живых давненько…
На фото видно, какой была машина. Видя такое состояние, я задумывал «недоброе» - осуществить внешний и внутренний тюнинг. Мой босс отправил меня в одну из фирм, которая занималась ремонтом и покраской машин. Работяги восприняли идею доводки и переработки «Запорожца» бурно и с интересом. Однако вскоре в штыки воспринимали меня, завидев на пороге: босс отказался им платить за работу, т.к. мы с ними должны были сотрудничать по бартеру (то есть, мы им делаем рекламу в газете, а они делают нам бесплатно машину). В такой схеме работяги оказывались заложниками хозяина и должны были трудиться бесплатно.
Кто же на такое пойдет? В итоге все, что мне сделали за 3 недели стояния машины в сервисе – это подключили как надо электрику. Правда, генератор, который не давал тока, даже не подумали заменить, хотя я говорил электрику, что привезу все, что понадобится… Да еще этот олух (его поему-то нахваливал своим клиентам хозяин сервиса) выбросил (сссс… сволочь!) боковые картонки с обивкой. Урод.. Кстати, этого «хорошего специалиста» потом, кажется, выперли из фирмы.
Впоследствии все «попытки помочь» со стороны начальства с восстановлением машины просто прекратились… Все пришлось делать за свои деньги. Более того, меня «кормили обещаниями», в которые волей-неволей приходилось верить. Но то фирмы подводили, то мои коллеги не могли проявить необходимой для успешного результата настойчивости.
Покраску машины (с восстановлением геометрии кузова – была такая небольшая проблемка) в одной фирме оценили в 1200 баксов (вполне реальна цена, кстати, так как в одном из других мест мне сказали, что возьмутся серьезно не менее, чем за 1800 евро). Начальство посчитало, что больше нескольких сот баков такая работа не стоит.
В другой раз меня увидел за рулем «Запорожца» владелец нашей компании. Даже прокатился по двору на нем. И предложил покрасить машину в оранжевый цвет (фирменный). Но долгие препинания и обещания в течении более чем полугода закончились тоже ничем: когда я все-таки согласился на все условия босса, тот вдруг охладел к идее… Говоря языком улиц, просто «кинул». Я только время потерял.
В общем, вся помощь моего предприятия заключалась в том, что мне бесплатно достались материалы для подготовки к покраске автомобиля (и это уже здорово, если честно!). Краску, правда, покупал за свой счет.
В общем, все работы по машине (за исключением мелочей), в том числе покраску, осуществлял Александр Алексеевич Гунидин. Началась эпопея в конце июня 2005 года. К Алексеичу я загодя отогнал машину (он живет в 35 километрах от Калининграда в собственном домике с участком, где в гараже регулярно починяет чужие автомобили, добавляя к своей скромной пенсии весьма ощутимые денежки). Потому что понимал, что в первых числах июля состоится празднование Дня города (750 лет было Кёнигсбергу), и в эти дни просто можно либо сидеть безвылазно дома, либо надо уезжать далеко за город отдыхать. Ну, а чтобы не тратить время, отогнал машину мастеру.
И понеслась! Работая по 10 часов в сутки (пусть даже неспешно), Алексеич облазил всю машину, полностью ее разобрал. Посмотрел даже днище – местами отвалившиеся некогда куски мастики были замазаны чем попало, и пришлось антикоррозийную защиту восстанавливать полностью. Оказалась в днище и дыра, которую я по неосторожности проделал домкратом (не туда его подставил). А места упора домкрата были усилены полосками металла.
Самая большая проблема с кузовной коррозией была на задке. Там, где заканчиваются ниши задних крыльев, полтора года назад были дырочки… За одну лишь зиму эти дырочки разрослись до серьезных дырок (по 1,5-2 см в диаметре). Такими угрожающими темпами хватило бы еще пару лет, чтобы зад прогнил полностью. Алексеич дырки заварил, аккуратно наложив заплатки. И получилось все чики-пики. Еще меня беспокоила некоторое нарушение геометрии кузова: один задний фонарь был выше другого на небольшое расстояние. Не измеришь – незаметно. Но эту проблему ликвидировали вытягиванием. С кузовом сейчас все чин-чинарем.
Двери были сняты с петель (возни быыылоооо… сам наблюдал, как люди мучаются с этим делом – болты прикипают за десятки лет почти намертво: ни горелка, ни WD-40 не помогают; все решается многими часами мучений), разобраны. Водительская дверь «играла» - между стеклом и стенками двери были огромные зазоры. Дед аккуратно приварил маленький профиль, благодаря которому дверь стала нормальной. Покраска коснулась и багажного отсека, и моторного. Для этого, ессно, снимали двигатель. А заодно и поменяли корзину сцепления и феродо. Пока с этим вопросом (на сентябрь 2005) еще есть некоторые вопросы, а в остальном все супер.
Пока все замечательно, осталось только отполировать краску. И тогда все будет зашились!
Кстати…
За время обладания «горбатым» я постепенно превратился из сторонника тюнинга «Запорожца» в поборника идей чистого авторетро. Не потому, что не хватило бы средств для тюнинга (нашел бы, конечно, пусть и не сразу). А попросту потому, что душой этот автомобиль прошлого. Со своими особенностями и характером. Мне так нравится «Запорожец», что сейчас (в ближайшее время) пересаживаться на другую машину не собираюсь. Впрочем, вполне возможно, это произойдет: ЗАЗ в таком виде жалко использовать на ежедневные разъезды. Хочется окончательно его отреставрировать.
Данные:
Наименование модели: ЗАЗ-965А.
Год выпуска: 1967
Цвет по паспорту: белый
Реальный цвет/оттенок при приобретении машины: светло серый, так называемый «белые ночи», но выцветший.
Реальный цвет после покраски в августе 2005 года: светло-серый, краска Autocolor “Manhattan”. Машина перекрашена полностью – как снаружи, так и изнутри (в салоне). Покрашены и моторный отсек, и багажник.
Двигатель и трансмиссия полностью родные.
Из навесного оборудования заменены:
- родной карбюратор на карбюратор ДААЗ-21083 («восьмерочный»);
- родной бензонасос с ручной подкачкой на какой-то не до конца опознанный французский без ручной подкачки.
Печка: в корпусе от родного отопителя «спряталась» печка от 968-го «Запорожца».
Внешне: все также, за исключением неоригинальных фар.
Изменения внутри салона:
- перешит потолок;
- место родных сидений (за неимением нормальных оных) заняли сиденья от FIAT Tipo. они ожидают перешива;
- на зеркало заднего обзора «привешено» так называемое панорамное зеркало (съемное);
- полости под передней панелью «зашиты» листами тонкого металла; выглядит симпатишно;
- родной потрескавшийся светлый руль заменен на черный в почти отличном состоянии;
- точно также «помятая» пластиковая приборная панель заменена на такую же, но черную в отличном состоянии.
Также установлен сигнал аварийной сигнализации, тумблеры предназначены также для включения вентиляторов обдува заднего стекла и других вещей.