Всё началось с давней мечты купить ЗАЗ-965. В начале 90-х их ещё довольно много разъезжала по Москве и, я, будучи 10 летним мальчишкой, всегда с замиранием сердца смотрел в след очередного проносящегося мимо Горбика.
Шли годы, горбатые постепенно начали исчезать из города и в середине 90-х встретить на улицах Москвы горбатый на ходу было уже практически не возможно. Зато было очень много брошенных и гнилых горбиков по дворам…
Ещё когда я учился в школе,в 9-10 классе, у себя на даче в Малаховке я нашёл стоящий на участке горбик самого первого выпуска, с поворотниками на крыльях, машина была в очень неплохом состоянии и как оказалось продавалась ,но я немного опоздал…На следующий день она была продана…
Потом я на время оставил идею купить горбик, т.к. поступил в институт, появилась постоянная девушка, первый автомобиль Мурка (ВАЗ-2105), времени на занятия поиском и последующим ремонтом ЗАЗика совсем не было…В 2002 году я приобрёл свой первый ЗАЗик – ушастый968А. Изрядно повозившийся с ним, я понял что окончательно созрел для покупки горбатого… В 2003 году я вступил в клуб ZAZ.RU и познакомился с Прониным Александром (сейчас SHKIPER, тогда ziper65turbo).
Надо сказать, что до этого я искал горбик в Москве, но не бросался на все подряд, а пытался найти автомобиль прежде всего с хорошим крепким и не гнилым кузовом, ну и естественно с документами(покупку автомобиля без документов считал и считаю глупой затеей). И я понял, что в Москве народ понял ,что ЗАЗ-965 это уже раритет и за действительно стоящий автомобиль просили о-о-очень большие деньги, а хлам, как я уже писал выше, покупать не хотелось…
И я обратился за помощью к Саньку с тем, чтобы он по возможности просматривал воронежские газеты с объявлениями о продаже ЗАЗ-965 и довольно быстро Саня предложил мне ЗАЗ-965А 1967 года в неплохом состоянии и любезно согласился съездить пообщаться с хозяином (за что ему огромное спасибо) и чтобы тот временно его попридержал до моего приезда, а я тем временем стал собираться в Воронеж за ЗАЗиком…
Так как я не рискнул перегонять ЗАЗик своим ходом из Воронежа в Москву (550 км),то я приехал за ним вместе со своим знакомым на Газели, чтобы погрузить ЗАЗик в кузов. Увидев свой будущий Запорожец, я немного расстроился…да и было из за чего расстраиваться!
Кузов был со всех сторон мятый…наверное я бы отказался от покупки если бы не тот факт, что нигде не было гнили! Состояние порогов и днища были на 5!И я подумал, что вмятины это не такая уж проблема и согласился его взять. Тут же поехали сделали генералку, потом поехали ночевать в гостиницу.
С утра приехали в ГИБДД снимать горбик с учёта и в этот же день нам надо было ехать в Москву. Пришлось сунуть немного денег ГИБДДшнику, чтобы ускорить процесс снятия с учёта и погрузив горбик в кузов Газели (эх, жалко фотика не было),мы двинулись в Москву.
Выехав из Воронежа в 15 часов, в Москве были около 12 часов ночи,собрали по пути все 11 постов ГИБДД (они были в шоке, когда мы поднимали тент, а там Горбатый)…
Оказавший в Москве, мой горбик неделю простоял на охраняемой стоянке на улице в районе Марьино в ожидании постановки на учёт (всё не было времени, работа, учёба…)
Как только горбик был поставлен на учёт, я постепенно начал приводить его в нормальное рабочее состояние и запасаться запчастями (надо сказать, что ЗАЗик мне отдали совсем «голым», и у меня не было к нему ни одной запчасти. Одно из задних стёклышек габаритов было сильно выцвевшее и превратилось в белое, это очень сильно бросалось в глаза и я отправился в южный порт за покупкой запчастей.
Приобрёл новый задний подфарник в сборе за 350 рублей, заменил. Потом перешёл к проблеме неработающих стоп-сигналов. «Прозвонив» все провода, я понял причину, было замыкание в одном из проводов, идущих к включателю стоп-сигналов ВК-12.
Заменил испорченный провод, всё заработало. Ещё одна небольшая проблема, связанная с электрикой. При включении поворотников, реле щёлкало еле-еле, а лампочка в панели приборов вообще не моргала, при этом поворотники моргали очень тускло в пол накала. Всё было очень просто. В подфарниках оказались лампочки меньшего накала, после замены всё заработало как надо.
При внимательном осмотре автомобиля снизу выяснилось, что левая полуось прикручена всего лишь на двух болтах (!),вместо четырёх. С самого начала не понравилось рулевое управление (люфты были просто нереальными),при ближайшем рассмотрении оказалось что плохо прикручен рулевой редуктор к кузову, но самое опасное, что по металлу к которому прикручен редуктор, пошла большая трещина.
Пришлось ехать к сварщику и всё там основательно проваривать. Обошлось это удовольствие в 800 рублей, так как сварщик долго возился со снятием рулевой сошки, иначе к месту сварки было просто не подлезть. После сварки люфты заметно исчезли, но всё равно стало понятно, что в рулевых тягах и маятниковом рычаге слишком большой износ и долго им не жить. Внешний вид автомобился очень сильно портили задний и передние бампера из за того, что были очень сильно помятые. Новые мне пока достать не удалось, поэтому решил поправить эти, насколько это возможно.
Ещё в ЗАЗике с самого начала не работал датчик бензина (предыдущий хозяин мерил уровень топлива путём засовывания в бак деревянной палочки), я решил что это не нормально и занялся поиском неисправности. Заменил поплавок, весь измерительный прибор…но ничего не помогало.
Оказывается всё оказалось очень просто. Были перепутаны провода на самом приборе. Так как мой горбик был в родной краске, а на полную реставрацию и правку многочисленных вмятин не было пока средств, решил попытаться восстановить блеск краски. Приобрёл полироль Doktor Wax и краска заблестела почти как новая, а ведь ей на тот момент было 37 лет!
С самого начало хотелось сохранить полностью оригинальный вид горбатого без каких-либо переделок, но от прошлого хозяина мне достался кожаный салон, в принципе он меня устраивает ,поэтому я решил ничего там основательно не переделывать, так как с моей комплекцией мне очень не удобно сидеть в родных сидушках.
Чтобы защитить мой ЗАЗик от коррозии, полностью покрыл его антикором как внутри, так и снаружи с полной зачисткой остатков старого антикора до металла. В пороги залил отработку. Установил в салоне цифровой тахометр (стоит он 350 руб,но на будущий год буду ставить что-нибудь по приличнее и подороже),музыку BLAUPUNKT и четыре динамика PIONEER 13 радиуса в обивки дверей и боковины. Обтянул весь салон ковролином серо-чёрного цвета.
Так как у меня была сильно оплавившаяся панелька приборов белого цвета (а я хотел чтобы в моём горбике руль и другие органы управления были именно цвета слоновой кости),то подобрал точно такую же краску и чёрная панелька, что лежала в запасе, превратилась в идеальную белую. Цвет совпал на 95 %! На моём ЗАЗике изначально стояла родная жёсткая резина,я заменил её на резину от ВАЗ-2101 раннего выпуска.
После замены подвески и регулировки сход-развала буду ставить другую, скорее всего импортную. В 2004 году я купил ещё один Горбик на запчасти, так что теперь у меня есть почти всё. Установил новые бампера, хромированные ободки от мотоцикла.
Поставил противотуманные фары (250 руб), специально искал такие, которые больше всего подходят горбику по стилю, хромированные и круглые. Вывел их на отдельную кнопку в салоне. Надо сказать, что они светят ярче родных, так что возможно скоро буду ставить оптику от ВАЗ-2106.
Двигатель у меня оказался меняный,1992 года выпуска, особо никаких хлопот не доставляет. Для улучшения охлаждения установил в картер проставку 5 см, чтобы уменьшить перегрев в жаркую погоду.
В 2005 году была произведена покраска автомобиля с полной разборкой (кроме двигателя) и правка всех вмятин. Я решил покрасить автомобиль в такой цвет, в каком от сошёл с конвейра. На это ушло 2 кг краски SHPIS HEKKER (вместе с отвердителем на подбор – 3000 руб).Расходные материалы (грунт,шпатлёвка, шкурки…ещё 2500).
Сам ремонт и покраска мне обошлась в 16000 рублей. При сборке были заменены уплотнительные резинки лобового и заднего стёкол из-за своей непригодности на резинки от Жигулей – классики.
Так же заменил резинки между «ушами» и кузовом, они подходят от тюнинговых накладок и порогов переднеприводных Жигулей (называется профильный уплотнитель).Осенью 2005 была полностью заменена передняя подвеска тоже на шкворню, правда в более хорошем состоянии, так же были заменены передние тормозные трубки, шланги, колёсные тормозные цилиндры (от 966,22 мм)
За 1,5 года я накатал на горбике 3500 км. В дороге он ни разу меня не подводил.
Расход топлива где-то 7-8 литров на сотню, максимально я его разгонял до 100 кмч, обычно езжу 60-70. За это время невозможно посчитать, сколько раз мне предлагали его продать, поменяться и т.д. Сотрудники ГИБДД останавливали всего 3-4 раза просто пообщаться.
Естественно, не могу не выразить благодарность моему другану Димке (Dimon965) за помощь в проведении ремонтных работ.
Ретро выставки с участием моего горбика:
1. Май 2004 – День победы у Ломакова (Ретромотор)
2. Июль 2004 – АВТОЭКЗОТИКА 2004
3. Сентябрь 2004 – День города у Ломакова (Ретромотор)
4. Май 2005 – День победы у Ломакова (Ретромотор)
5. Июнь 2005 – АВТОСТРАДА 2005 (Тула)
6. Июль 2005 АВТОЭКЗОТИКА 2005
7. Сентябрь 2005 - День города у Ломакова (Ретромотор)
8. Сентябрь 2005 – День города в Туле
В планах на 2006 год по ремонту и улучшению: замена коробки передач, установка более дорогой и качественной акустики, новая импортная резина, замена рулевых тяг.
В планах на 2006 год по поездкам: различные ретро-выставки в Москве, поездка на неделю на Селигер с нашим другом на ГАЗ-21, поездка в Питер, автострада 2006 в Туле.