«Ресто-кэл», «рэт-лук», «худрайд»… Автомобилизация в нашей стране только подходит к тому пределу, когда машина перестает быть роскошью или средством передвижения, и становится способом самовыражения собственной индивидуальности.
- Сегодня у нас в студии радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) Иван Федоров, редактор журнала Ranflas. Кратко расскажу об истории нашего с ним знакомства: для нашего сайта я готовил статью на тему автотюнинга - заинтересовали меня машинки, которые сильно распространены на Западе, но подобных которым пока не встретишь у нас даже на самых громких посвященных автотюнингу выставках. Это направление Rat-look. Когда машина с виду ржавая, грязная, в том виде, в котором она пребывала в течение последних, возможно, 20-30 лет. Но на самом деле внутри это технически совершенный, полностью аутентичный, такой, каким он был по замыслам разработчиков и по чертежам предприятий автомобиль. На эту статью (Крысы на дорогах) в числе комментариев пришел отзыв со ссылкой на адрес российского клуба, интересы участников которого близки подобной тематике. Речь шла о клубе Only dropped, и Иван также является его основателем.
Иван Федоров:
- Я достаточно давно заинтересовался этой темой. Началось еще с того, что я стал общаться с людьми, которые занимаются этим в США и в Европе. Стал постепенно стараться адаптировать это к нашим условиям. Так эти стили появились на «Жигулях», на остальных отечественных автомобилях.
- То есть, речь идет о тюнинге «Жигулей», но это не то, что мы привыкли видеть на наших дорогах: пленка-тонировка, наклейка «Хулиган» и красные брызговики а-ля ралли. А действительно приведение старых автомобилей в отличное техсостояние в соответствие с определенное концепцией. А снаружи-то в итоге что остается?
Иван Федоров:
- Ну, в разных стилях, в разных направлениях у машин, соответственно, разный внешний вид. То есть, если мы говорим про лоурайдеры (lowrider – автомобиль с низкой, «стелющейся» посадкой), максимально низкие машины, то при этом они имеют оригинальную внешностьь, оригинальные салоны в классическом понимании. Если мы говорим про тот же Rat-look, то он опять же бывает разным. Возможна оригинальная внешность, и возможен тюнинг в привычном понимании этого слова – автомобиль получает доработки по технической части, обретает спортивные задатки, например.
- Ну а вот ржавчина, отверстия, веревки, ржавые канистры на каких-то таких же погнутых ржавых багажниках – это все часть этого стиля, этого направления?
Иван Федоров:
- Здесь сложно сказать о каком-то едином направлении. Существует очень много тонкостей, есть очень много вещей, которые приходятся принимать во внимание. Тот же Rat-look - это такое направление, которое развито в рамках очень многих стилей, например. И поэтому в целом, скажем, одно определение довольно сложно дать.
Chevrolet Impala 64 года выпуска - икона среди лоурайдеров. Фото ranflas.ru.
- Мне интересно, когда я услышал о таком типе тюнинга, когда снаружи все выглядит старо, ржаво, покорежено, а внутри вроде все нормально, то, если на российский, так сказать, автомобильный язык перевести, это означает, что на ходовой мотор денег хватило, а вот кузов остался таким, каким он стал после 10-15 лет непрерывной эксплуатации. Особенно если учитывать вазовские машины.
Иван Федоров:
- Это действительно достаточно большая проблема у нас, по поводу которой мы ведем разъяснительную работу, если можно так сказать. Даже лекции читаем. Многие считают: вот у меня на качественную покраску, допустим, не хватает денег, поэтому я сделаю вот эту… Но на самом деле, правильный, качественный Rat-look - это достаточно большое вложение средств. По опыту я могу сказать, что это может не сильно уступать в стоимости полноценной реставрации автомобиля.
- Откуда пошли корни этого вида тюнинга? Наверное, если бы это было в России, например, то происхождение всего этого шло бы от самой нашей автомобильной действительности. Когда кузова машин у нас сгнивают очень быстро, а ходовая, условно говоря, работает дольше. Есть ли какие-то истинные источники происхождения этого вида тюнинга?
Иван Федоров:
- В принципе, корнями все это уходит в 50-е годы, в США. Истоки стоит искать там. Потому что в основном все, что сейчас в мире существует относительно таких стилей, так или иначе зародилось именно в Штатах.
- Меня статистика интересует. Неужели действительно в России находятся люди, которые сознательно ухудшают внешний вид своей машины или, во всяком случае, готовы мириться с плохим внешним видом своей машины ради того, чтобы потом где-то говорить, что это не машина у меня такая плохая, это тюнинг у меня такой. Это так и должно быть, так и было задумано…
Иван Федоров:
- Такие люди находятся, на самом деле их достаточно много. То есть, если вы, допустим, в прошлом году посещали «Автоэкзотику» - самое крупное российское автошоу - то там можно было видеть достаточно много таких автомобилей. Но этим направлением не ограничивается то, чем мы занимаемся здесь. У нас гораздо больше автомобилей, которые доводятся, либо доведены до фактически идеального состояния. Как с технической точки зрения, так и с точки зрения внешнего вида. То есть, они перекрашены, отполированы, блестящие… Rat-look - это всего лишь часть того движения, которое мы стараемся здесь развивать.
- А где же все-таки тогда главное-то? Вот этот плохой внешний вид или… Я просто не очень хорошо представляю себе, о чем идет речь. Ну, плохой внешний вид – это, так сказать, определенного рода ирония, самоирония?
Иван Федоров:
- Не ирония, а скорее, противопоставление себя каким-то устоявшимся представлениям о том, каким образом должен выглядеть автомобиль.
- У нас телефонный звонок. Здравствуйте, Андрей.
- Добрый день. У меня автомобиль «Ниссан Патрол», увлекаюсь рыбной ловлей, часто выезжаю за город, весной, зимой, летом – практически во все времена года. Но что касается идеи тюнинговать свой автомобиль, я бы с удовольствием, допустим, согласился бы, чтобы художники или дизайнеры отразили на нем каким-то образом, скажем, каких-то рыб, сети какие-то… Я считаю, что это не состарит его, а придаст, может быть, даже какой-то интересный такой внешний вид. Я бы согласился на такой эксперимент.
- Спасибо. Есть еще один телефонный звонок. Как вас зовут?
- Здравствуйте, меня зовут Наталья Петровна. Вы знаете, несколько лет назад я видела полностью восстановленную «Победу». Это было потрясающе красивое зрелище. Это был солнечный день, она вся была такая, знаете, королева. А вот люди, которые навешивают что-то на свои машины или делают ее ржавой, а мотор великолепный, я думаю, что они просто начитались Ремарка и хотят иметь Карла – победителя ночи. Помните в «Трех товарищах»?
- Помню, помню. Если бы все наши автолюбители читали Ремарка, наша страна была бы сильнейшей и непобедимой в мире. Было бы у нас блестящее образование, лучшее в мире и так далее. Я очень сомневаюсь, чтобы все читали Ремарка. Скорее уж «Антилопу Гну» наши люди должны знать, это все-таки как-то нам ближе. Посмешнее и попроще. Михаил, здравствуйте.
- Здравствуйте. По поводу тюнинга: здесь каждый по-своему с ума сходит. Например, кто-то старит машину, я свою 14-летнюю «Вольво», наоборот, стараюсь держать как новую. Но убивает то, что по Москве ездят «тюнинги» такие, что просто смешно смотреть на них. И еще больше всего меня удивляют молодые ребята с Кавказа, которые вносят свои какие-то правила. Я водитель с 30-летним стажем, и все это на моих глазах. Вот они машину купили – ну, старую такую, «копейку», допустим, у нее еще номера висят транзитные, но они уже клеят черную пленку, фонари делают темными. Вплоть до того, что заклеивают лобовое стекло черной пленкой…
- Скоро выхлопные трубы начнут заклеивать. Мне понятна ваша реплика. Здесь, наверное, нужно говорить не только о ребятах с Кавказа, а вообще в принципе обо всех, кто ограничивается таким вот видом тюнинга. Потому что во всем нужно, наверное, ориентироваться на свое чувство вкуса. И вот как быть, когда ты понимаешь, что ты хочешь сделать одно. Ты хочешь, допустим, состарить машину, но понимаешь, что выглядеть это будет плохо. Но при этом – так надо, таковы правила этого жанра. И как быть, когда правила жанра вступают в конфликт с чувством вкуса, если оно у тебя есть? Вот к чему здесь стоит прислушиваться?
Иван Федоров:
- С чувством вкуса, с чувством стиля красивым можно сделать любой автомобиль. И в любом стиле. Вопрос лишь в целесообразности или в количестве каких-то примененных решений. Важно не переходить определенную грань. И тогда любой автомобиль в любом стиле можно сделать красивым. А что касается нашей страны, то у нас на протяжении практически всего периода, пока развивалась автомобильная промышленность, начиная с 20-х годов прошлого века, не сложилось ни одного стиля, не сложилось ни одного направления доработок автомобиля.
ВАЗ-2101 (d'Oliva) 1978 года. Фото onlydropped.com.
- Нет, сложился. Один – лишь бы ехала, лишь бы работала…
Иван Федоров:
- Ну, фактически, да. В принципе, все, что мы сейчас видим в плане тюнинга –это заимствованные вещи, взятые в Америке, в Европе, в Японии. Поэтому стоит обращать внимание на то, что они там делают, стоит смотреть на лучшие образцы того или иного стиля, сделанные в той же Европе, в той же Америке. Осмысливать это и каким-то образом стараться переносить уже на отечественную почву.
- Ну и последний вопрос: тюнинг и дорожное движение. Когда в потоке движется очень необычная машина, это отвлекает внимание водителей, в том числе, неопытных водителей. Вообще, следует ли здесь вводить какие-то ограничения? Потому что, если исходить из того, что кто более оригинален, тот и молодец, то можно на каждом километре по нескольку ДТП получать?
Иван Федоров:
- Я думаю, что все доработки должны ограничиваться какими-то разумными мерами, которые объективно не влияют на безопасность передвижения и на прочие подобные вещи. А в противном случае, конечно, с машиной можно делать все, что угодно, все, что соответствует нормам, законам.